«Московская немецкая газета» опубликовала интервью
профессора Татьяны Иларионовой о проблемах реализации давно принятого Закона «О
реабилитации репрессированных народов». Его можно прочитать в номере от 10 июня
2013 г. и на сайте газеты по адресу:
Мы приводим его полный текст:
В Карачаево-Черкесии прошла международная конференция «Права
репрессированных народов в современном мире». Посвященная 70-летию со дня
депортации карачаевцев сталинским режимом, она вызвала бурное обсуждения
проблемы несостоявшейся реабилитации репрессированных народов СССР – в том
числе российских немцев. Однако возможна ли реабилитация сегодня и востребована
ли она самими репрессированными? На эти вопросы ответила Татьяна Иларионова,
профессор Российской академии народного хозяйства.
Как исполняется закон о реабилитации репрессированных народов?
Почему многие народы до сих пор не были реабилитированы, в том числе —
российские немцы?
Нужно четко и ясно
понимать, как строится российское законодательство в целом. У нас принимается
большое количество законов, но очень часто с самого начала ясно, какие из них
будут выполнятся, какие будут выполняться с трудом, а какие не будут выполнятся
вообще. Эта сложность, в первую очередь, связана с тем, что мы заново строим
российскую государственность. Кроме того, законодательство противоречиво.
Бывает, что в одном и том же акте две статьи друг другу противоречат. То есть
даже не закон противоречит закону, а в самом законе изначально существуют
внутренние несогласия.
Что касается закона о
реабилитации репрессированных народов, то в нем была другая очень существенная
проблема: смысл и назначение этого акта полностью противоречили тогдашней
экономической действительности. С этой точки зрения, закон нужно оценивать в
первую очередь как акт, содержащий политическую волю. Реальных условий
воплотить этот акт в жизнь — когда был тотальный дефицит, когда все было
сметено с прилавков, когда была полностью разрушена советская экономика, а
новой создано не было, — не было никаких. Общество ожидало от государства
подобного рода заявления. Не возможно было построить новое демократическое
государство, не сказав, что депортации и репрессии по национальному признаку
являются великим преступлением против собственных граждан. Сделать это
заявление было необходимо.
Но ведь сейчас экономическая ситуация изменилась?
Сейчас экономическая
ситуация поменялась – но время ушло, сменилось поколение. Спросите 18-летнего
москвича, российского немца, ингуша и чеченца – что такое реабилитация? Русский
парень вас точно не поймет, о чем речь. Это было в прошлом веке, это было в
прошлой жизни, это было не с ним. Время сыграло на руку законодателям. Само
практическое решение они планировали отодвинуть в будущее, и оно нас
«излечило»: со стороны пострадавших противодействий не было, потому что закон
был формально принят. На практике же не было сделано ничего. И никакой реабилитации
в том виде, в котором она прописывается законом, уже не будет.
Каково же самочувствие и самосознание депортированных народов
сегодня?
Время многое
переменило – в первую очередь, глобальную ориентацию людей. Если раньше они
ориентировались на какие-то большие, значимые цели, думали о преодолении
каких-то общих проблем, то рыночная экономика и новый тип государства заставили
людей думать о насущном – о себе и о своей семье. Высокие цели – та же
реабилитация – стали казаться не очень значимыми и отошли на второй план, в том
числе и для тех, кто пережил репрессии. Самочувствие нового поколения из числа
депортированных народов иное, они не воспринимают себя так, как воспринимали
себя их отцы или деды еще 20 лет назад. В миропонимании очень многое изменилось
– прежде всего, в миропонимании молодого поколения.
Если депортация не волнует молодое поколение, что же его волнует
тогда?
Посмотрите на проблемы
переживших депортацию народов Северного Кавказа: у них сохраняется память о
депортации, но она принадлежит старшему поколению. А что волнует молодежь? А
то, что их не принимают в должной степени в центре России, то, что их могут на
улице Москвы задержать из-за того, что они из Чечни или Кабардино-Балкарии.
Такое отношение травмирует намного больше, чем пережитая когда-то депортация.
Верно, сегодня на
землях карачаевцев и балкарцев поставили памятники пережившим репрессии
народам. Возвели такие памятники и репрессированным российским немцам. Но те
представления и настроения, которые царили в среде карачаевцев, балкарцев,
российских немцев в 1980-х и 1990-х годах, в современном социальном
пространстве просто не воспроизводимы – слишком многое поменялось.
Чего же тогда добиваться этим меньшинствам от российского
государства — справедливости, покаяния, компенсации? И какого отношения от
своих сограждан?
Покаяния точно нет —
по крайней мере, в той степени, в которой оно рассматривается некоторыми
политическими спикерами из числа национальных меньшинств. Это бесполезно. От
российского государства нужно требовать — и это очень актуальная проблема —
соблюдения прав человека, отстаивания свободы, понимания того, что
демократическое государство – это не власть большинства, а комфортное
сосуществование меньшинств. Только когда государство будет одинаково комфортным
в самых разных средах – среди женщин, инвалидов, детей с физическими
недостатками, любых групп населения со своими представлениями о жизни и своей
судьбой в этом обществе, — только тогда мы сможем говорить, что все хорошо.
Пока же мы бесконечно далеки от подобного рода представлений.
Улучшается ли в России, на Ваш взгляд, это отношение?
Нет. Более того,
пространство свободы сужается. Я это вижу, и меня как гражданку моей страны это
очень беспокоит. Это сужение пространства свободы связано со многими проявлениями
– в том числе с абсолютным неравенством в сфере экономики, с абсолютным
неравенством возможностей. Недавно я была в Самаре – довести миллионный
волжский город до такой степени, это уметь надо! А ведь там множество немецких
памятников. Все доведено «до ручки» – как фашист прошел! Один только вид
этого города свидетельствует о том, что никакой солидарности в нашем обществе
нет, никакого равенства возможностей. А ведь именно это – вопрос существования
российского государства. Если мы отойдем в сторону от концепции демократии и
свободы и станем проповедовать иные ценности, мы окажемся в одном ряду с
Угандой. Лично я совершенно не хочу, чтобы в этом ряду была моя страна. Но
такие тенденции есть.
Какую же роль должны играть меньшинства в современной России?
Их роль – будить в
обществе совесть. Очень многое они могут сделать в сфере информации,
просвещения благодаря организации и проведению собственных мероприятий. И ведь
вроде бы меньшинства стоят за свои интересы, но на самом деле именно эти
интересы – интересы общества. В современном мире социальная ткань все больше
распадается на отдельные группы и мелкие соединения. К этим небольшим
соединениям принадлежат и этнические меньшинства.
Но ведь политика предпринимает шаги в этом направлении?
Существует, например, федеральная программа по развитию Северного Кавказа.
На Северном Кавказе
существует много проблем. В прошлом году я провела там свой отпуск –
путешествовала по Кабардино-Балкарии, по Карачаево-Черкессии, по
Ставропольскому краю. Там такая красота, такая необыкновенная природа, но –
«черная» экономика. За 21 день разъездов я видела всего два кассовых аппарата.
То есть вся экономика неучтенная, из-под полы. Москва не может наладить там
нормальное функционирование жизни. Могу предположить, что эта «черная»
экономика — это еще и протест против налоговой политики государства, против
вала законов, который обрушивается на бизнес, не давая ему легально
развиваться. Очевидно, что в нашей стране еще очень много беспорядка, устранить
который в интересах всех нас – представителей разных народов, социальных слоев
и групп.
С Татьяной Иларионовой, доктором философских наук, профессором
Международного института государственной службы и управления Российской
Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской
Федерации, генеральным директором Института энергии знаний беседовал Алексей Кнельц.
- See more at:
http://www.ru.mdz-moskau.eu/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%B2-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C/#sthash.Q5zdFipv.dpuf
Комментариев нет:
Отправить комментарий