Мы в Австралии



Мы в Австралии

Татьяна Иларионова
4 – 5 февраля 2013 года в Сиднее прошла конференция Ассоциации славистов Австралии и Новой Зеландии. В ней приняли участие ученые из России, Соединенных Штатов, Великобритании, Китая, других стран.
Для россиянина Австралия – что-то совершенно чуждое, наполненное страхами перед дикой природой, испугом перед аборигенами. Внушает ужас сама география – на конце света, лететь почти сутки. И это при современных способах передвижения!
Открытие Австралии начинается с получения визы. Оказывается, там уже то самое электронное правительство, которое тщетно строим мы. В посольство приходишь один раз (правда, рассказывают, что у многих других получение австралийской визы было связано с большими и разнообразными трудностями), вся дальнейшая связь – по электронной почте, в том числе исправление ошибок, если они обнаруживаются. Причем, переписка ведется все время разными сотрудниками, видимо, чтобы избежать каких бы то ни было коррупционных отношений. Затем посольство самостоятельно с счета взимает плату за визу, а потом присылает уже документ, он служит подтверждением возможности приехать в страну. Стикер австралийцы в паспорт не вклеивают: на границе уже тебя ждут, знают, что виза посольством была выдана – какая именно и на какой строк. 
Перелет в первый раз дается тяжело, хотя арабская авиакомпания оказалась вполне приличной. Жуткой была пересадка в Абу Даби, до которого из Москвы более пяти часов: самолет с прилетом опаздывал, и пришлось бегом через весь аэропорт мчаться к рейсу на Сидней. Подгоняла мысль, что ночевать придется в транзитной зоне, если не удастся улететь... Но арабы всех дождались, а самолет до Сиднея собрал самых разных пассажиров, летевших из Европы, с Ближнего Востока. Очень тщательной была рассадка: в салоне всех разместили, багаж уложили, детей успокоили. И только потом взлет. И в воздухе, над водами океана, – более 13 часов
В Сиднее своеобразный контроль. Компьютер  пограничника тебя мгновенно находит, а потом идешь к таможенникам, на коврик кладешь чемодан, и багаж пассажира внимательно обнюхивает милый песик. Песик в униформе: попона чуть ли не с погонами. Таможенники же, просто замерев, следят  за своим «сотрудником». Правила жесткие: в страну запрещено ввозить любую еду, деревянные изделия, растения. За это зверский штраф. Но милый пес не интересуется предложенным ему для обнюхивания чемоданом - и вот она, Австралия! Без английского языка, без ясного представления, как добраться до гостиницы, которая была предварительно заказана по Интернету… 
К сожалению, устроители конференции не организовали ни встречи, ни проводов. Пришлось рассчитывать только на себя. Хорошо, что во время пересадки в Абу Даби удалось познакомиться со Светланой из Минска, она, как выяснилось, вышла замуж за австралийца, и встречавший ее Ллойд покорно выполнил просьбу – довез путешественницу до гостиницы. Гостиница оказалась в районе Поттс Пойнт – районе проституток и сомнительных личностей, до центра, как показала карта, далеко. Но потом выяснилось, что до всего пешком вполне можно добраться.
Разница во времени с Москвой очень значительная – +7 часов. Было опасение, что организм долго будет перестраиваться, и дни растратятся на сон. Но, к счастью, помог опыт многочисленных перемещений в пространстве, да и после перелета, который закончился вечером, сразу можно было отправиться спать, чтобы утром встать с жаждой действия для исследований Сиднея.
От гостиницы совсем недалеко был  Ботанический сад, куда сразу и понесли ноги. Народ здесь понимает пользу хорошего образа жизни: утром все бегают, благо в Ботаническом саду это доставляет удовольствие, гуляют с собаками, они смирные и радуются окружающему. Сад с фантастическими платанами и баобабами, попугаями какаду, которые здесь вместо ворон, стриженными зелеными лужайками и домом губернатора  Австралии. Повезло: дом открыт для посещений с пятницы по воскресенье, причем  бесплатно. В нем по будням губернатор работает. Как известно, формально Австралия все еще Великобритания, она управляется (опять же формально) губернатором, назначаемым королевой. Вот поэтому тут все в английском стиле. В холле и парадном зале портреты предыдущих губернаторов, скромный рабочий кабинет, большая столовая, курительная, зал для балов и торжественных мероприятий. Этакий дом английского провинциала, который умеет жить и облагораживать пространство.
В доме губернатора впервые пронзает мысль, что не какаду и баобабы, кенгуру и коалы настоящее австралийское чудо. Чудо -  эта британская культура (английская, ирландская, шотландская…): через океаны  она расширила собственное национальное пространство, создала цивилизацию и комфорт там, где природа сурова, опасна, против человека,  эта культура коренным образом переменила мир. 
Этот гомо сапиенс – «человек британский» - приплыл сюда,   навел чистоту и порядок, стал стричь свои газоны, содержать в идеальном состоянии дороги. Он построил в викторианском стиле множество зданий, а потом пронзил Сидней великолепными небоскребами, в которых поражает не только техническая мысль и красота архитектурных решений, но и чистота, в которой все они содержатся.
Британский стиль отнимает у путешественника этот первоначальный страх перед географией, который был при знакомстве с картой. На земле, на улицах Сиднея нет никакого ощущения оторванности от прочего мира, потому что устройство жизни – не просто как в Европе, а собственно Европа, ну разве что только с легким оттенком своеобразия в виде пальм, попугаев и мыслей о кенругу, которые, конечно, по улицам не ходят…
В Ботаническом саду есть обзорная площадка, откуда открывается  вид на знаменитые Сиднейский оперный театр и мост Харбор бридж. 2 февраля весь день лил проливной дождь, и достопримечательности выглядели блекло, не впечатляли. И только потом, когда через день погода установилась хорошая, с разных сторон сфотографированные эти архитектурные сооружения – настоящие гимны человеку, его таланту и настойчивости – дали ощущение радости от встречи с чем-то особенным, когда можно воскликнуть: «Я это видела, я тут была!»
Все-таки странно: у нас главной достопримечательностью остается Кремль – оплот и символ государственной власти. В Сиднее же все крутится вокруг моста и Оперного театра, вокруг этих сугубо гражданских построек, знаков общей пользы и интереса. Особенно это замечаешь после посещения дома губернатора: дом, хоть и демонстрирует прекрасный стиль материнских островов, но скромен по своим размерам, а театр и мост – грандиозны.
Позже в Музее Сиднея удалось посмотреть хронику о том, как строился Харбор бридж. Оказывается, сначала возводилась арочная конструкция, потом с нее вниз спустили стропы, на которые и прикрепили полотно дороги. Торжество инженерного гения! А Оперный театр вообще спроектировал иностранец.
И все же особая география, вот этот значимый иностранный вклад в историю Сиднея делают свое дело: местный люд дружелюбен, и  видя затруднения иностранки с ориентацией на местности, мгновенно, даже без просьб и взглядов с мольбой приходит на помощь, объясняет, куда идти, терпеливо ждет, когда ты родишь свой вопрос, выразишь желание на непростом английском языке. А издевательства иностранцев над английским языком сиднейцы переносят стоически: стараются предугадать твою мысль, выполнить просьбу…
Город всей своей инфраструктурой открыт для иностранцев. Было страшно запутаться в метро (это смесь подземки, электрички и трамвая), уехать не в ту сторону на автобусе. Для иностранца уже представляет собой проблему даже покупка билетов на транспорт (интересно, думают ли наши власти о тех, кто приезжает в Москву, когда пытаются сейчас внедрить какие-то сложные формы расчета с метрополитеном, в которых и москвичу-то будет разобраться непросто). Но тут в метро обязательно сидит живой человек, продающий билеты, и в ответ на твое: «Маккуэри юниверсити» только и спрашивает: «Ретурн или сингл?», чтобы потом показать на цифру в кассовом аппарате – сколько стоит проезд. То же и с автобусом – всегда в киоске можешь на пальцах показать, куда тебе нужно, чтобы правильный билет был продан.
В Европе уже повсюду автоматы, с которыми не очень-то поговоришь, а прохожие хмуры к иностранцам, тем более так и не освоившим язык.
Для иностранцев и своих много и других приятных бесплатных возможностей. И, даже не зная английского, быстро эти возможности для себя открываешь.  
В городе нашли способ борьбы с пробками: для всех по его главным улицам, включая основную торговую, каждые 10 - 15 минут курсирует бесплатный автобус № 555. Для туристов, да и для местных, - милое дело покататься за просто так. Кроме того, бесплатно вместе с гидом можно совершить пешую прогулку по Сиднею с осмотром всех основных красот города. Бесплатно открыт для посещений, как и дом губернатора, парламент штата Новый Южный Уэльс. Есть еще и бесплатная прогулка на пароходе, но это осталось неосвоенным – времени не хватило.
Благодаря автобусу № 555 можно было понять, где находятся основные магазины, чтобы потом по ним пройтись. Но сразу становится ясно, что Сидней – далеко не рай для шоппера, дорого. Пришлось ограничиться мизерным количеством сувениров: майками для домашних, ковриком для мыши для себя, бумерангом для коллеги.
Так что магазины остались для австралийцев, а иностранцам – достопримечательности в прекрасные теплые летние дни начала февраля.
В городе полно туристов. Меньше японцев и корейцев, хотя им, конечно, до Австралии близко, но настоящие толпы китайцев. Причем китайцы в самых разных видах и формах: экскурсионными группами, отдельными семьями, студенческими командами, парами молодоженов, детскими лагерями... Видно, что жители Поднебесной наесться путешествиями не могут после десятилетий закрытости своей страны, как и мы, ездят, осваивают мир. И деньги для вояжей у них, наконец, появились. Люди рады возможности увидеть новое, приехать в Сидней.
В Сиднее есть свой Чайна-таун. На нью-йоркский не похож, но интересно. Торговля, драконы… В эти дни шла подготовка к встрече  китайского Нового года – гонги, красочные шествия, продажа всякой мишуры, словом,  праздник себе и сиднейцам.
А русской речи на улицах не слышно... Редко, но все же в городском движении видны аборигены. Для публики они бьют в барабаны, гудят в трубы. Сфотографировать - 10 $. В районе Поттс Пойнт женщина-абриген на улице у столика пьет с потерханной личностью. В магазинах ткани, сувениры из дерева с типичной орнамикой аборигенов очень дороги. На сувенирах - фото художников. К этим лицам нужно привыкнуть. 
3 февраля - Музей Австралии. Он в центре города, и под горку от отеля идти было легко. Сам музей предлагал выставку "Александр" об Александре Македонском. Но хотелось именно Австралии. А это предназначалось, в основном, для детей. Большой зал отведен под экспозицию скелетов австралийских животных, динозавров. Великолепна коллекция минералов, которая показывает, как богаты здешние недра. И, конечно, чучела только здесь встречающихся животных, засушенные насекомые, включая всяких гадов.  В воскресенье в музее было полным-полно посетителей, семьи с разновозрастными детьми бродили среди витрин, никакого нытья, всем интересно. К середине дня в музей выстроилась длинная очередь -  народ шел и на Александра, и на своих крокодилов...
Конференция 4 февраля получилась интересной. Участники - наши бывшие сограждане, потомки белых эмигрантов, оказавшиеся здесь транзитом из Китая, а также представители разных стран,  отлично знающие русскую культуру и историю. Доклады касались лингвистических проблем, «Одного дня Ивана Денисовича» А.Солженицына, творчества И.Смоктуновского, стилистики романов Б.Акунина.  Общение с коллегами из разных стран доставило настоящую радость. Были и те, кто перебрался в Австралию в 1990-х, и те, кто приехал сюда недавно. Хорошо бы, чтобы эти контакты не были потеряны…
А 5 февраля знакомство с Сиднеем было продолжено. Три с половиной часа пешей прогулки с гидом по Сиднею – это смерти подобно, если знать, что все время проводишь в скрюченном состоянии за компьютером. Но все как-то было продумано: и бодрый шаг, и остановки, и достопримечательности, и короткий отдых. Так что даже для работников умственного труда поход прошел успешно.
Великолепны памятники недолгой сиднейской истории: церковь св. Марии, Квинн Виктория Билдинг (теперь понятно, с какого образца списан наш ГУМ), Гайд-парк, Сиднейский госпиталь, часть здания которого стала  потом парламентом. Ну и, конечно, набережная, мост, Оперный театр. 
Даже на митинге местных «зеленых» удалось в ходе экскурсии побывать.  Из быстрой речи нашей милой девушки – экскурсовода ничего не удалось понять, но спасибо ей большое за показ этих городских красот.
А потом еще на обратном пути удалось заглянуть  в здание парламента штата Новый Южный Уэльс. Мелочь, а приятно: информация о парламенте на разных языках – на русском в том числе.  Все открыто и для посещений доступно. 
И был потом прожит прекрасный день 6 февраля. По городу курсируют с захватом большого пространства улиц двухэтажные экскурсионные автобусы, на которых за 40$ можно ездить, пока не надоест. Один круг занял два часа. И сверху снова уже знакомые и новые городские пейзажи. А после поездки – быстро на метро и автобусе до знаменитого Бонди Бич. Пляж со слепящим белым песком и лазурным Тихим океаном… В два счета можно сгореть.
Вечером самолет, курс на Москву. Пересадка в Абу Даби. Три наших мужика (мат-перемат) так и просились их сфотографировать. Этакие былинные…
И вот уже засыпанная снегом столица. Из «Юмор fm» - сеющий ненависть М.Задорнов про «тупых америкосов». А перед глазами все еще стоит  переустроенный британцами континент, где до этого 40 тысяч лет жили аборигены, так и оставшиеся в первобытном состоянии до наших дней. Удивительно, конечно, то, что этот «человек британский», расселившийся по всему миру, создал разные системы государственного управления – в Великобритании архаичная королевская власть с парламентом, где трудно разобрать, где законодатели, а где исполнители (там министры одновременно и депутаты), где заседают по праву рождения (палата лордов), или президентская республика, как в США, или вот такой гибрид, как Австралия, которая вроде бы колония, но, конечно, на самом деле парламентская республика. И везде в этих странах человеческое достоинство и свобода. Везде, даже в Австралии, которая начиналась как место ссылки всякого рода негодяев и преступников, царит правосудие, правопорядок, безопасность. И все это обращено по-доброму к людям, все это позволяет развивать отдельную личность, все это притягивает мир к себе.
Австралия стала ближе. В Австралии было хорошо. Будь на связи, Австралия!

Комментариев нет:

Отправить комментарий