21 мая на факультете
«Международный институт государственной службы и управления» Российской
академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской
Федерации начала свою работу двухдневная конференция «Эффективное
государственное и муниципальное управление как фактор социально-экономического
развития России».
На пленарном заседании
с докладом «Противодействие коррупции как критерий эффективности
государственного управления» выступила доктор философских наук, профессор
Татьяна Иларионова. Главная идея ее выступления сводилась к тому, что
бессмысленно говорить о реализации государственных программ, выполнении бюджетных
обязательств, повышении прожиточного уровня населения как критериях
эффективности государственного и муниципального управления, если не преодолена
коррупция, этот показатель – один из основных во всех международных методиках
оценки качества государства.
Ее выступление базировалось на проведенном
контент-анализе текстов выступлений Президента Российской Федерации В.В.Путина
с января по апрель 2013 года. Благодаря этому экспресс-исследованию она выявила
новые направления противодействия коррупции. Центр тяжести, по ее наблюдениям,
- в работе силовых ведомств. Президент практически не апеллировал к
общественности в поисках помощи и поддержки для противодействия этому
общественному злу, практически нет внимания к такому важному ресурсу, как
пресса.
Т.С.Иларионова
подчеркнула, что важно не просто преследовать за коррупцию, а добиваться создания такого положения в стране, когда бы
мздоимцы несли существенные репутационные потери и не могли впредь определять
политику или государственное управление, теряли бы рычаги своей власти.
А начала она свое
выступление с того, что главным критерием эффективности государственного
управления специалистами признается его разумность. И очень часто не нужно заниматься
серьезными изысканиями по поводу того, есть коррупция или нет, достаточно
посмотреть на состояние некоторых российских
городов и сел, чтобы увидеть – воровство, неприкрытое и наглое.
Во второй половине дня
заседала секция «Антикоррупционная политика в сфере образования», которую вела
профессор Т.С.Иларионова. Она отметила, что проблемы противодействия коррупции
в сфере образования не занимают большого места в курсе высших органов власти,
что на Западе, напротив, именно этой сфере уделяют повышенное внимание,
понимая, что от того, какие люди выходят в жизнь, в целом зависит судьба
общества, Т.С.Иларионова предоставила слово своим коллегам. Выступили восемь
докладчиков, которые представляли различные области знания – юристы, психологи,
философы, лингвисты.
В.К.Ботнев рассмотрел
виды ответственности за коррупционные правонарушения в сфере образования. Он
представил наибольшие «зоны риска» в детском саду, школе, вузе, где наиболее
часто встречается коррупция. Отметил, что система образования лежит в основе
функционирования общества и нужно с детского сада воспитывать молодежь не
принимать коррупцию.
Г.В.Горланов свое выступление
посвятил такой актуальной проблеме, как созданные «рынок диссертационных
услуг». Он проанализировал, чем обусловлены спрос и предложение на этом
«рынке», типологизировал «потребителей»
этих «услуг». По его мнению, к получению научных степеней за деньги стремятся,
по преимуществу, чиновники, политики, бизнесмены. Введение же запретов на
получение научных степеней этими категориями граждан с одновременным повышением
заработных плат в сфере образования и науки послужит преодолению коррупционных
проявлений.
В своем докладе
А.В.Кириченко остановился на проблемах выявления и пресечения фактов коррупции
с помощью новых методов, включая создание института «антикоррупционных
инспекторов». Он отметил, что крайне важна деперсонификация зачисления детей в
детский сад и школу, это также послужит существенному снижению рисков.
О.Н.Киянова рассмотрела
в своем выступлении практику создания памяток и словарей антикоррупционной
направленности. Оказывается, отдельные авторы, Интернет настойчиво над этим
работают. Свои рекомендации, как
известно, разработал и Минтруда.
Проблемы общественного
контроля в сфере образования рассмотрел в своем выступлении Т.Г.Насриддинов. Он выделил два вида коррупции в высшей школе:
нецелевое использование бюджетных средств и взятки преподавателям и методистам.
Отметил, что профилактика коррупционных правонарушений в вузе может вестись с
использованием трех видов общественного контроля : потребителей образовательных
услуг (студентов); профессионального сообщества (преподавателей); попечителей
(попечительских советов, органов государственной власти). Важен и контроль общественного мнения. Он
предложил использовать технологию ЕГЭ для оценки знаний в вузе.
Цифры конкретных
исследований представил А.С.Мельничук. Он изучал мнение студентов относительно
коррупционного поведения. Результаты удручающие: более 70% ответивших не мыслят
себе жизни вне коррупции.
С общими рассуждениями
о коррупционных проявлениях выступил в заключение В.Ф.Исаев.
Комментариев нет:
Отправить комментарий