среда, 22 мая 2013 г.

Коррупция с разных сторон


21 мая на факультете «Международный институт государственной службы и управления» Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации начала свою работу двухдневная конференция «Эффективное государственное и муниципальное управление как фактор социально-экономического развития России».
На пленарном заседании с докладом «Противодействие коррупции как критерий эффективности государственного управления» выступила доктор философских наук, профессор Татьяна Иларионова. Главная идея ее выступления сводилась к тому, что бессмысленно говорить о реализации  государственных программ, выполнении бюджетных обязательств, повышении прожиточного уровня населения как критериях эффективности государственного и муниципального управления, если не преодолена коррупция, этот показатель – один из основных во всех международных методиках оценки качества государства.
 Ее выступление базировалось на проведенном контент-анализе текстов выступлений Президента Российской Федерации В.В.Путина с января по апрель 2013 года. Благодаря этому экспресс-исследованию она выявила новые направления противодействия коррупции. Центр тяжести, по ее наблюдениям, - в работе силовых ведомств. Президент практически не апеллировал к общественности в поисках помощи и поддержки для противодействия этому общественному злу, практически нет внимания к такому важному ресурсу, как пресса.
Т.С.Иларионова подчеркнула, что важно не просто преследовать за коррупцию, а добиваться  создания такого положения в стране, когда бы мздоимцы несли существенные репутационные потери и не могли впредь определять политику или государственное управление, теряли бы рычаги своей власти.
А начала она свое выступление с того, что главным критерием эффективности государственного управления специалистами признается его  разумность. И очень часто не нужно заниматься серьезными изысканиями по поводу того, есть коррупция или нет, достаточно посмотреть на состояние некоторых российских  городов и сел, чтобы увидеть – воровство, неприкрытое и наглое.
Во второй половине дня заседала секция «Антикоррупционная политика в сфере образования», которую вела профессор Т.С.Иларионова. Она отметила, что проблемы противодействия коррупции в сфере образования не занимают большого места в курсе высших органов власти, что на Западе, напротив, именно этой сфере уделяют повышенное внимание, понимая, что от того, какие люди выходят в жизнь, в целом зависит судьба общества, Т.С.Иларионова предоставила слово своим коллегам. Выступили восемь докладчиков, которые представляли различные области знания – юристы, психологи, философы, лингвисты.
В.К.Ботнев рассмотрел виды ответственности за коррупционные правонарушения в сфере образования. Он представил наибольшие «зоны риска» в детском саду, школе, вузе, где наиболее часто встречается коррупция. Отметил, что система образования лежит в основе функционирования общества и нужно с детского сада воспитывать молодежь не принимать коррупцию.
Г.В.Горланов свое выступление посвятил такой актуальной проблеме, как созданные «рынок диссертационных услуг». Он проанализировал, чем обусловлены спрос и предложение на этом «рынке»,  типологизировал «потребителей» этих «услуг». По его мнению, к получению научных степеней за деньги стремятся, по преимуществу, чиновники, политики, бизнесмены. Введение же запретов на получение научных степеней этими категориями граждан с одновременным повышением заработных плат в сфере образования и науки послужит преодолению коррупционных проявлений.
В своем докладе А.В.Кириченко остановился на проблемах выявления и пресечения фактов коррупции с помощью новых методов, включая создание института «антикоррупционных инспекторов». Он отметил, что крайне важна деперсонификация зачисления детей в детский сад и школу, это также послужит существенному снижению рисков.
О.Н.Киянова рассмотрела в своем выступлении практику создания памяток и словарей антикоррупционной направленности. Оказывается, отдельные авторы, Интернет настойчиво над этим работают. Свои рекомендации, как  известно, разработал и Минтруда.
Проблемы общественного контроля в сфере образования рассмотрел в своем выступлении Т.Г.Насриддинов.  Он выделил два вида коррупции в высшей школе: нецелевое использование бюджетных средств и взятки преподавателям и методистам. Отметил, что профилактика коррупционных правонарушений в вузе может вестись с использованием трех видов общественного контроля : потребителей образовательных услуг (студентов); профессионального сообщества (преподавателей); попечителей (попечительских советов, органов государственной власти).  Важен и контроль общественного мнения. Он предложил использовать технологию ЕГЭ для  оценки знаний в вузе.
Цифры конкретных исследований представил А.С.Мельничук. Он изучал мнение студентов относительно коррупционного поведения. Результаты удручающие: более 70% ответивших не мыслят себе жизни вне коррупции.
С общими рассуждениями о коррупционных проявлениях выступил в заключение В.Ф.Исаев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий