четверг, 9 мая 2013 г.

Борьба с коррупцией силами профессуры


На факультете «Международный институт государственной службы и управления» Российской академии народного хозяйства и государственной службы в этом году образованы научные лаборатории. Одну из них – по проблемам противодействия коррупции возглавила ученый секретарь Ученого совета МИГСУ РАНХиГС, генеральный директор Института энергии знаний, доктор философских наук, профессор Татьяна Иларионова.
Первой исследовательской темой лаборатории стала антикоррупционная политика в сфере образования. Сейчас идет интернет-конференция по этой теме (см.: http://migsu.rane.ru/science/conf/gmu/perspectives/7).
Опубликованы доклады:
·                                 Румянцева Е.Е. Коррупция в школе как парадокс всеобуча
·                                 Насриддинов Т.Г. Коррупция в образовании
Интернет-конференция – своего рода накопление интеллектуальных ресурсов перед 21-22 мая 2013 года, когда на факультете МИГСУ пройдет Международная научно-практическая конференция "Эффективное государственное и муниципальное управление как фактор социально-экономического развития России". 
В ее рамках будет действовать секция, посвященная проблемам противодействия коррупции в сфере образования. 
Тезисы Т.С.Иларионовой к выступлениям на пленарном заседании конференции и на секции – ниже.
Т.С.Иларионова, д.ф.н., проф.

Противодействие коррупции как критерий эффективности государственного управления

Коррупция в последнее время стала наиболее обсуждаемой и привлекающей всеобщее внимание темой. В конце 2012 – начале 2013 года прошли громкие задержания высокопоставленных чиновников разных ведомств, которым были предъявлены обвинения в крупных хищениях, вымогательствах, злоупотреблениях должностным положением, нецелевым расходованием бюджетных средств.
Активно развивалось законодательство, призванное поставить под больший, чем ранее, контроль не только доходы, но и расходы государственных служащих, лиц, замещающих государственные должности, руководителей государственных корпораций. К этой теме с начала 2013 года Президент Российской Федерации В.В.Путин обращался в своих выступлениях чуть ли не ежедневно, используя самые разные возможности публичных выступлений, встреч с представителями профессиональными сообществами, принимая участие в работе органов государственной власти.
В начале года прошли заседания коллегий силовых ведомств, на которых проблемы коррупции рассматривались детально.
В 2012 году сведения о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера представили 1315 тысяч госслужащих, как государственных, так и муниципальных. Было выявлено 16 тысяч фактов нарушений при предоставлении сведений в целом по стране, по итогам проверок в отношении 322 государственных служащих  были приняты решения об увольнении.
В 2012 году по материалам прокурорских проверок было возбуждено свыше 4,5 тысячи дел коррупционной направленности. Органами внутренних дел было выявлено 45 тысяч преступлений коррупционной направленности, из которых около 7,5 тысяч – в крупном или особо крупном размере. К уголовной ответственности было привлечено более 10 тысяч граждан.
Значительные проблемы скопились на уровне местного самоуправления. 31 января 2013 года В.В.Путин провёл заседание Совета по развитию местного самоуправления. Обсуждались вопросы совершенствования правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления, на котором обсуждались также проблемы противодействия коррупции. 
По каким направлениям ведется противодействие коррупции?
·        Прилагаются усилия по повышению эффективности проверок законности использования госимущества, надзора за соблюдением законов при размещении госзаказов.
·        Усиливается надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное следствие по уголовным делам о коррупции.
·        Ужесточается контроль «за людьми самого разного уровня, находящихся на самых разных уровнях государственной лестницы», где  появляется очень много лазеек для коррупции и использования в неблаговидных целях служебного положения», в условиях переходной экономики и проходящей становление политической системы.
·        На основании федеральных законов «О противодействии коррупции» и «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» создана основа для искоренения взяток, «откатов», казнокрадства. Этой цели служат принятые федеральные законы  «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», а также Федеральный конституционный закон «О внесении изменения в статью 11 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».
·        Формируется система, которая бы позволяла «жёстко избавляться от … людей, если кто-то совершил какой-то проступок».
·        Продолжается декриминализация экономики, защита законопослушного предпринимателя от любых противоправных посягательств.
·        Идет борьба с бытовой коррупцией, в том числе со взятками на дорогах.
·        Есть оздоровление отношений правоохранительных органов с гражданами, с общественными организациями, депутатами местных органов власти в регулировании деятельности сферы ЖКХ, в ее освобождении от разного рода серых схем, воровства и коррупции. 
·        Выявляются и пресекаются наиболее значимые системные коррупционные преступления, в том числе совершаемые высокопоставленными должностными лицами.
·        Активизируется работа на таких направлениях, как борьба с общеуголовной организованной преступностью, хищением бюджетных средств, выделяемых на развитие экономики и социальной сферы.
·        Оказывается содействие органам местного самоуправления в улучшении качества подготовки   муниципальных правовых актов благодаря подготовке Министерством юстиции Российской Федерации при поддержке Минрегиона России типовых проектов муниципальных актов в области противодействия коррупции.
·        Проводится антикоррупционная экспертиза правовых актов с целью предупреждения  нарушения прав граждан, а также повышения эффективности  нормотворческих процедур.
·        Обеспечивается контроль надзорными органами в таких общественно значимых и резонансных вопросах жизни муниципалитетов, как распоряжение землёй, имуществом, осуществление закупок, которые являются  самыми коррупциогенными сферами.
·        Большое внимание уделяется проблеме коррупции в судебной системе.
·        Крайне актуальной является задача устранения коррупционных рисков в налоговой сфере.
·        Ставится цель максимального упрощения процедур административного регулирования значимых для бизнеса и граждан процессов (в частности, технологического присоединения к электрическим сетям).
·        Осознается задача необходимости укрепления института средств массовой информации, от которых зависит не только объективное и непредвзятое освещение событий, но и широкое  просветительство, консолидация граждан в борьбе с такими явлениями, как коррупция, несправедливость и бюрократический произвол, ксенофобия и национализм.

Т.С.Иларионова, д.ф.н., проф.

Место проблематики противодействия коррупции в системе образования в общей антикоррупционной политике государства

Коррупция в последнее время стала наиболее обсуждаемой и привлекающей всеобщее внимание темой.  Активно развивалось законодательство, призванное поставить под больший, чем ранее, контроль не только доходы, но и расходы государственных служащих, лиц, замещающих государственные должности, руководителей государственных корпораций. К этой теме с начала 2013 года Президент Российской Федерации В.В.Путин обращался в своих выступлениях чуть ли не ежедневно, используя самые разные возможности публичных выступлений, встреч с профессиональными сообществами, принимая участие в работе органов государственной власти.
Однако анализ всех этих выступлений показывает: проблемы противодействия коррупции в сфере образования не находятся в центре внимания как высшей государственной власти России.
Даже на крупных мероприятиях с участием вузовской и школьной общественности, родителей практически не обсуждались проблемы коррупции. Так, 9 февраля 2013 года глава государства посетил Первый съезд родителей в Москве; 30 апреля 2013 года Владимир Путин провёл заседание Совета при Президенте по науке и образованию. И только на одну проблему, связанную с коррупцией, в этих аудиториях обратил внимание Президент - когда родительских прав лишают нормальных, любящих и работающих родителей. «Непродуманное внедрение таких механизмов, по сути, нарушение суверенитета семьи, может спровоцировать недоверие и разлад между родителями и детьми и даже прямую коррупцию, паразитирование некоторых недобросовестных чиновников на этих проблемах».
Отсутствие общественного интереса к теме подтверждает и свежая научная литература по проблемам коррупции. По преимуществу исследователи в 2012 – 2013 гг. были сосредоточены на вопросах противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе, на правовой стороны противодействия этому злу, на социальных факторах  этого явления, наконец, на борьбе с коррупцией в коммерческом секторе. Несмотря на то, что значительное количество из этих книг – учебные пособия для вузов, собственно просветительской литературы в свет вышло  совсем немного. 
С чем же это связано? Почему проблемы коррупции в сфере образования ушли на периферию публичных обсуждений и государственного внимания?
Нам кажется, что это обусловлено несколькими причинами:
    • высокой латентностью правонарушений в сфере образования;
    • большим значением «человеческих отношений» в процессе преподавания, когда возникают непотисткие связи, когда трудно выявить и пресечь завышение (занижение) оценок, когда остаются традиционными формы выражения благодарности ученика учителю;
    • сохранение непрозрачной системы формирования заработной платы, особенно в высшей школе;
    • сосуществование разных форм бюджетирования системы образования – из казны и на коммерческих основаниях;
    • наконец, отсутствие какого-либо продуманного плана противодействия коррупции в сфере образования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий