суббота, 18 мая 2013 г.

Об Администрации Президента и ее «продукте»


Вчера в Российском государственном гуманитарной университете с успехом защитилась А.К.Дениева. На ее автореферат профессором Т.Иларионовой был подготовлен отзыв. Мы его публикуем.

ОТЗЫВ
на автореферат диссертации
Дениевой Айны Кюриевны

«Политико-коммуникативные практики в деятельности Администрации Президента Российской Федерации
(2000 - 2008 гг.)»
 на соискание ученой степени кандидата политических наук по специальности 23.00.02 -
«Политические институты, процессы и технологии»


Работа А.К.Дениевой посвящена интересной теме современной российской политики – коммуникативным практикам такого важного центра принятия государственных решений в стране, как Администрация Президента Российской Федерации. Тема новая, ей посвящено значительное количество публицистических, журналистских работ, но с научной позиции она практически не изучалась.
При рассмотрении проблем функционирования Администрации Президента РФ автор не ограничилась анализом только апологетической литературы, ею исследованы также работы оппозиционных власти и лично Президенту Российской Федерации В.В.Путину журналистов, писателей, политических деятелей, прежде всего отечественных.
Ценным является то, что А.К.Дениева свой предмет - практики осуществления политико-коммуникативной деятельности Администрации Президента РФ – рассмотрела с институциональной («неоинституциональной» в ее терминологии) точки зрения, поскольку часто в политологических работах последнего времени превалировал политико-социологический подход, органы власти рассматривались как факт существования и развития элит, как сублимат социально-групповых связей, воплощение отдельной воли человека, принимающего решения.
В то же время нужно отметить, что, несмотря на проводимый курс открытости органов государственной власти, на принятие соответствующих федеральных законов, подзаконных актов, Администрация Президента Российской Федерации остается в значительной информационной тени, сведений о ее повседневной работе, поступающих не от сторонних наблюдателей и аналитиков, а из ее собственных недр, не так много. В этом не только  отражается обеспечивающий характер деятельности этого института, но и есть также отголосок  прежних времен, когда секретность деятельности высших органов власти представлялась целесообразной и всячески охранялось государством.
И тут можно поспорить с автором относительно коммуникативных практик. Мне кажется, что нужно было разделить собственно повседневную работу Администрации и «продукт», который в результате этой работы получает общество, -     информационное сопровождение деятельности Президента. Этот «продукт»,  безусловно, коренным образом за исследуемый автором период – с 2000 по 2008 гг. – изменился. Благодаря профессионалам из Администрации высшее должностное лицо государства (В.В.Путин, а потом Д.А.Медведев) стало не просто узнаваемым, но  медийным. Мы, как и во многих других странах, пришли к медиакратии, стали свидетелями медиатизированной политики. Верно, мы знаем, какие структуры были задействованы в этой работе  (Управление по связям с общественностью, Управление по внутренней политике, Управление пресс-службы и информации), но по-прежнему скрыты технологии принятия информационных решений, кадры, занятые в этом процессе, наконец, цена этих решений (в ее практическом, а не гипотетическом смысле – т.е. во сколько обходится, сколько стоит медиасопровождение деятельности главы государства). И с этой точки зрения автореферат диссертации мог бы содержать больше научной критики.
Правда, А.К.Дениева на с. 20 автореферата диссертации отмечает, что «особенно опасна подмена» настоящих, живых коммуникаций государства и общества «системой взяток и директив, ведущей к разрастанию коррумпированности политической власти и общества».  Однако из текста, к сожалению, не следует, на основе каких конкретных примеров российской политики сделан этот вывод.
Хочется поддержать мнение автора относительно того,  что коммуникативное взаимодействие власти и общества, направленное «на формирование постоянного конструктивного диалога в целях обеспечения легитимности существующего порядка, придания ему стабильности, а также в целях обеспечения «обратной связи»,  не слишком широко распространено, органы власти в случае необходимости  «предпочитают серию мощных информационных «атак»  планомерному формированию общественного мнения» (с. 21).
Но тут тоже есть противоречие в рассуждениях автора: с одной стороны, отмечаются эти самые «атаки» в коммуникативной практике обеспечения деятельности Президента, с другой – подчеркивается большая роль одного из руководителей этого процесса, бывшего первого заместителя Руководителя Администрации В.Ю.Суркова (с.23). Думаю, к оценке работы этого политика также можно было бы подойти более критично, оценить упущенные возможности в создании «коммуникативных площадок», о которых так много рассуждает автор.
Однако в целом автореферат, без сомнения, ценен и интересен с научной точки зрения, работа А.К.Дениевой может оказать влияние на последующие исследования практики функционирования Администрации Президента Российской Федерации и, вероятно, и на саму практику функционирования Администрации.
Автореферат показывает продуманную, логически выстроенную  структуру самой диссертации, написан хорошим  языком, он отвечает всем требованиям, предъявляемым ВАК при Минобрнауки России  к подобного рода сочинениям.
Автор А.К.Дениева заслуживает присвоения искомой ученой степени  кандидата политических наук по специальности 23.00.02 - «Политические институты, процессы и технологии».

Доктор философских наук, профессор,
 ученый секретарь Ученого совета факультета «Международный институт государственной службы и управления»  ФГБОУ ВП О «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»,
генеральный директор ООО «Институт энергии знаний»
Т.С.Иларионова


Комментариев нет:

Отправить комментарий