понедельник, 5 августа 2019 г.

Печальный Волгоград


Перед отлетом в Москву после конференции о Гумбольдте у профессора Татьяны Иларионовой было несколько часов, чтобы посмотреть Волгоград.
В чужом городе главный источник информации – это таксисты. Для Волгограда, растянутого вдоль Волги на многие десятки километров, это бесценный источник информации. И так же, как и коллеги-волгоградцы на конференции, эти незнакомые люди говорили только об одном: жить тут нельзя, уезжать надо…
Волгоград производит впечатление пыльного, неухоженного города. Только к прошлогоднему Чемпионату мира по футболу сделали главную трассу нормально заасфальтированной. В остальных местах – колдобины или проселок. Дома в жутком состоянии: панельные в разлезшихся швах, кирпичные – с перекошенными стенами, частные – дышащие на ладан развалюхи… Ноу-хау местных властей – это строительство стен вдоль центральных трасс, особенно вдоль дорог из аэропортов, так они прикрывают кривобокие строения частников, у которых нет ни денег, ни сил привести в порядок свои жилища: это и в Перми, и в Краснодаре, вот и в Волгограде той же пошли дорогой. Едешь в туннеле – по обе стороны и на многие километры трехметровые заборы, чтобы безобразия прикрыть…
Все в недоумении, почему только сейчас взяли экс-главу СУ СКР по Волгоградской области Михаила Музраева (см., например: https://www.volgograd.kp.ru/daily/26988.5/4048360/), много  лет каждый знал, что он – главный в городе, главнее губернаторов и мэров: крышует угодный ему бизнес, организует рейдерские захваты не угодных ему предприятий, расправляется со всеми, кто слово поперек… Контролировал всех и вся… И вот его арестовали. Версия всех без исключения собеседников-волгоградцев: сам стал, видно, неугоден…
Бизнес в городе (и это невооруженным глазом видно) медленно подыхает. На отреставрированной набережной  даже поесть негде, никаких кафе, никакого мороженого, только скамейки для посидеть. По версии одного из таксистов, коррупция в Волгограде такая чудовищная, что душит всех местных – они же не могут платить кому надо, а пришлые отстегивают без разговоров и захватывают целые отрасли городской экономики: автосервисы, автомойки, торговля фруктами и овощами – всё это в руках этнических общин. «Неужели Вы думаете, они какую-то отчетность в налоговую несут, вообще  налоги платят? Да просто в карманы чиновников деньги сыплют – и процветают!»
По убеждению людей, должности, например судей, покупаются и продаются, все в городе даже таксу знают – сколько миллионов нужно отвалить. А средние зарплаты у людей – тех же секретарей судов, которые по конкурсу устроились, 15-20 тыс. Как жить?
Предприятия развалены и стоят, редко какое в неполную силу еще работает. Быть безработным или вкалывать за гроши – гамлетовский вопрос по-волгоградски: быть иль не быть…
По мнению другого таксиста, так плохо в городе еще и потому, что Москва не дремлет: «Как только выделяют городу крупные средства, например, на дороги, сразу приезжает представитель Администрации Президента и половину налом забирает. Ну а остальное местные пилят, на дороги или еще что просто ничего не остается».
И ведь неважно, правда это про АП или нет, – так люди думают, они, не скрываясь, об этом говорят. Знаменитый «танцующий» мост Волгограда выявил всю эту гниль: бетона недолили, асфальта недоукладывали, вот и стало его закручивать, рассчитан-то он был на определенный вес, а украли!
И ведь это по всей России. Люди любыми путями стремятся уехать из Омска, из Волгограда…  Куда? В Москву, в Питер, за рубеж…
Печальные беседы дополнил новый облик знаменитого монумента «Родина-мать зовет!». Он был в лесах. В леса пора заключить и саму нашу родину, как следует отремонтировать, снять плесень и грязь.

Гостеприимная Сарепта


Участники конференции 2 июня благодаря устроителям побывали на экскурсии по Сарепте. Вроде бы небольшая территория этой немецкой раскольнической колонии, а многое сохранилось, отремонтировано, действует. И это, конечно, удивительно, что в Волгограде, где были такие тяжелые бои с немецкими фашистами, жители оставили в исторической сохранности (не все, правда) этот уголок немецкого прошлого, водят сюда экскурсии, поддерживают национальную жизнь – музей, церковную службу, библиотеку, концерты, немецкие организации и их мероприятия, самодеятельность. Конечно, Германия помогала восстанавливать все это тоже. Но сегодня основной труд – это труд местных жителей, и они молодцы.
Участники конференции познакомились в ходе экскурсии с бытом сарептян до революции,  убедились, что ни одна из некогда процветавших отраслей экономики уже не жива: раньше это была горчичная столица России, теперь же горчицу можно купить, видимо, только китайскую – никто из местных жителей не мог сказать, где в Волгоградской области есть ее производство. Корзины из камыша, естественно, тоже сегодня никто не плетет. Музыкальные инструменты никто не делает и даже из готовых деталей не собирает. Сарпинка,   особая гордость Сарепты, давным-давно в прошлом, никаких текстильных производств тут нет.
Сарепта сегодня – историческая этнография в чистом виде: ни жителей прежних (они депортированы были, естественно), ни их предприятий… И только энтузиасты, которые приехали сюда после депортации (но потомков сарептян среди них практически нет, те в Германию переселились, как только смогли), начинают развивать свою национальную культуру. Вечером в кирхе был концерт с участием самодеятельности, показали, как, в частности, колонисты женились и выходили замуж по жребию.
А до этого, в библиотеке в доме пастора на полке «История российских немцев» профессор Татьяна Иларионова увидела сразу две своих книги:  Бауэр В.А., Иларионова Т.С.  Российские немцы: право на надежду: К истории нац. движения народа (1955-1993) /[Предисл. Б. Раушенбаха].- М.: Республика, 1995 и Герман А.А., Иларионова Т.С., Плеве И.Р. История немцев России: Учебное пособие. – М.: BIZ-Bibliothek, 2005. И вид у них был потертый, значит, читают!


пятница, 2 августа 2019 г.

Гумбольдт в Сарепте


2 августа в Сарепте, некогда компактном волжском поселении гернгутеров - немецких сектантов, а сегодня музее-заповеднике Волгограда, состоялся круглый стол, посвященный путешествию Александра фон Гумбольдта по России и, в частности, его пребыванию в Сарепте.
По преимуществу выступали школьные и университетские учителя и преподавателями географии, хотя были и историки с социологами. Среди участников - представители Поволжья, Урала, Юга России, Москвы. На конференции большой доклад о Гумбольдте и ученых в России немецкого происхождения сделала  профессор Татьяна Иларионова.
Были интересные доклады не только о собственно путешествии Гумбольдта, но и о том, как сегодня молодежи преподается знание о том путешествии. Некоторые доклады отражали наш беспрерывный кошмар. Например, одна из школьных учительниц из Екатеринбурга рассказала: «Мы работаем с картами, у каждого ребенка на парте есть хорошие цветные карты, жаль только, что они старые, еще с  нанесенным Советским Союзом»...
Но в целом круглый стол был очень интересным: люди стремятся узнать новое, погружаются в архивы, идут в экспедиции. Спасибо гостеприимной Сарепте и Международному союзу немецкой культуры за возможность этой встречи.



четверг, 1 августа 2019 г.

Лекция в Москве про итальянцев в Америке


1 августа в Американском центре в Москве профессор Татьяна Иларионова выступила с лекцией об итало-американцах.  Несмотря на летний «мертвый» для Москвы сезон, пришло довольно много слушателей – и студентов, и людей постарше.
Профессор рассказала, кто и почему решил в свое время покинуть Апеннины и как их приняла Америка. К счастью, сегодня в Интернете помимо просто информации выложены и документы, в том числе архивные, по истории выезда в страну представителей различных этнических групп.
После лекции слушатели благодарили профессора: «Спасибо! Было очень интересно!». Просили выложить презентации и этой, и ранее прочитанных лекций на доступный ресурс. Что обязательно будет сделано, адреса ссылок дадим также и в блоге!  

среда, 31 июля 2019 г.

Моя германская история-33. Траты. Еда-4

Фото из Интернета
Нельзя обойти тему вкусовых приключений немцев. 
Раньше, когда Гитлер стремился сделать все вокруг дойч, лучше было даже не заикаться о чужой еде. Хотите швейцарского сыра? А у нас импортозамещение! Есть свой тильзитер, ешьте немецкое! Хотите французского вина? Нетушки, извольте мозельское или рейнское! Оно лучше! Нравятся кнедлики? Не патриотично! Лучше брецель!
Когда думаешь об этом, понимаешь, что все тоталитарные режимы начинают с запрета иностранщины, и передовой край противостояния - еда. Почему-то борьба с пармезаном кажется самой важной из всех видов борьбы.
Сегодня немцы - постоянные покупатели дёнер-кебабов (по-нашему шаурмы), пиццы, бургеров. Рынок чужой быстрой еды - это умопомрачительный бизнес.
Из всех видов уличной еды особо выделяется итальянское мороженое. Мастера этого дела с Апеннинского полуострова оккупировали всю Германию, нет такой точки на карте, где бы не было итальянского мороженого. Причем, процветают как те, кто торгует навынос, так и солидные кафе, где можно посидеть и заказать какое-нибудь чудо с горящим мороженым.
В городах прорва ресторанов итальянской и греческой кухни. Это и понятно: в теплые страны немцы любят ездить в отпуск, так что съесть пасту в центре Бонна - это как вернуться на Сицилию. В последние годы расплодились китайские, тайские, вьетнамские рестораны. Конечно, везде и всюду «Макдональдс».
Очень редко встретишь заведения с французской, испанской или русской кухней.

И это, вероятно, не только показатель вкусовых пристрастий Германии, но и барометр ее международных отношений. С Францией и Россией столько проблем, что и борщ есть не хочется…

вторник, 30 июля 2019 г.

Лучшее из «Этносоциума»

Из печати вышел 10-й том, который журнал «Этносоциум и межнациональная культура» традиционно выпускает по итогам года. Этот том лучших статей за 2018-й открывает статья доктора философских наук, профессора Татьяны Иларионовой «Профессиональная среда города как сфера межнационального общения», опубликованная в №1/2018 (Иларионова Т.С. Профессиональная среда города как сфера межнационального общения//Этносоциум и межнациональная культура. 2018. № 1. С. 9 – 19).
В статье среди прочего анализируется национальный состав нынешнего российского здравоохранения, где явственно идет замещение отечественных кадров медиков на людей с миграционным прошлым.
Выходные данные этой публикации: Иларионова Т.С. Профессиональная среда города как сфера межнационального общения// Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации. Том 10. Коллективная монография. – М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2019. С. 8 - 18.

Спасибо за внимание к авторам главному редактору «Этносоциума», доктору политических наук Елене Львовне Рябовой!

воскресенье, 28 июля 2019 г.

Моя германская история-32. Траты. Еда-3


Еду немцы покупают в магазинах и на рынках.  Там не увидеть  в таком количестве доставщиков пиццы, как в Москве. Люди идут или едут и закупаются, как правило, на неделю сами.
Есть большое количество магазинов дешевой еды в шаговой доступности: Lidl, Penny Market и многие другие сети. В последние лет двадцать большое распространение получили магазины эко-еды, там, конечно, все дороже, но народ себя любит, и бизнес процветает.
Но особенно процветает субботний бизнес на центральных площадях – рынки. Это привет из Средневековья: каждый раз заново собираются палатки, в которых торговцы продают продукцию из дальних стран или «Сделано в Германии». Поражает то, что домашние хозяйки тянутся в субботу на рынки в первые часы их работы, когда товар только-только приехал, свежий и дорогой. Пройдет всего несколько часов, будет уже послеобеденное время, и торговцы станут скидывать цену (две дыни по цене одной, клубника на 50 центов  дешевле), но и покупателей станет намного меньше, одни иностранцы, которые считают гроши. И это удивительно: немки могли бы сэкономить, но не делают этого. Солидарность с честными продавцами? Нежелание выглядеть покупателями бросового товара?
Рынки все ставят с ног на голову: когда по снежку продают клубнику или дыни в марте, начинаешь думать, что климатические изменения на планете произошли давно, а экологи этого и не заметили. Изобилие, которое есть на немецких прилавках, конечно, не может не изумлять. Причем невкусный помидор запросто может быть в магазине, но на рынке – все отменного качества.
Глаза разбегаются у сырных или мясных прилавков. Вот уж где хочется попробовать все! Но здесь главное становиться настоящим немцем: а съем ли все это? А не придется ли выбрасывать? А не много ли будет калорий? А не сэкономить ли?

Сатисфакция


27 июля еще одна группа студентов, вовлеченных в Московский социальный форум, защищала свои практики, в том числе и те, что были пройдены в НКО.
Снова аудитория была опрошена на предмет  выявления актуальных проблем, которые этих бакалавров волнуют. И на сей раз (а были студенты, которые обучаются не по направлению ГМУ, а по направлениям «Журналистика» и «Зарубежное регионоведение») в числе наиболее актуальных прозвучали темы прав человека, свободы слова, преодоления бедности. Спасибо этим молодым друзьям! Конечно, ничего революционного в речах не было (Ю.Слезкин пишет в «Доме правительства», что в начале ХХ века слово «студент» было синонимом слова революция. Не наш случай), но все-таки какой-то прогресс: люди не приспособленцы, они хотят сделать этот мир лучше и видят угрозы, какие сегодня есть.
Действо организовала, как и неделю назад, О.В.Коротеева, участие в нем в качестве модератора групп принимала профессор Татьяна Иларионова.

суббота, 27 июля 2019 г.

Про итальянцев в Америке

1 августа с 18.00 до 19.30 в Американском центре в Москве состоится лекция профессора Татьяны Иларионовой «Итало-американцы. 1800 - 1930».
Вот анонс:
«Лекция будет посвящена феномену итальянского влияния на Америку. Не каждая из общин, нашедших в США свою новую родину, оказала на жизнь страны такое мощное влияние, как выходцы с Апеннинского полуострова. Бежавшие от нищеты и невзгод, они с течением лет смогли не только заработать себе здесь на кусок хлеба, но и принять участие в создании мощных индустрий градостроительства и общественного питания, кино и развлечений. Адаптация итальянцев в США шла трудно, однако в ХХ веке, когда католики освоились в протестантской среде и патриархальные семьи приняли правила жизни в американском государстве, произошла настоящая италонизация культуры и науки США. И сегодня везде чувствуется это влияние: все смотрят фильмы Копполы, слушают песни Синатры, приезжают посетить Капитолий.


Читает лекцию доктор философских наук, профессор Татьяна Иларионова. На русском языке».

понедельник, 22 июля 2019 г.

Моя германская история-31. Траты. Еда-2

В предыдущем посте про еду не было названо основное германское блюдо - Eisbein. Иностранцу непонятно, почему эта дымящаяся приготовлена плоть называется Eis, ведь ужас, как горячо. Но вот составное Bein - это полностью отражает действительность - на огромной тарелке в ресторане вам принесут настоящую свиную ногу. Удивительно, как евреи в Германии жили среди немцев, ведь один запах Eisbein противоречит абсолютно всем заповедям.
Eisbein очень любили в ГДР. Для туристов из соцлагеря угоститься в ресторане этим блюдом было практически обязательной программой. Если неподготовленный пришелец не справлялся с этой угрожающих размеров ногой, то вся немецкая компания охотно ему помогала в уничтожении блюда.
Было и еще одно ГДРовское блюдо, которое значило больше, чем просто быть едой. Это уже не входило в разряд трат, потому что, как правило, бесплатно раздавалось на праздниках на улицах.  Это - суп, каша, сосиска в одном горшочке - Eintopf. Суп гороховый, сосиска вареная - в Интернете легко можно найти рецепт. Но миссия  Eintopf была в том, чтобы показать единство нации, потому что эта простая крестьянская еда во время праздников поглощалась и интеллигентом, и рабочим, и кухаркой, и чиновником.
Для индивидуалистов-немцев приобщение к Eintopf было своего рода присягой быть, как все, обязательством разделять единый взгляд на вещи, радостью ощущать локоть ближнего. Eintopf, конечно, и ранее активно эксплуатировался - в частности, Гитлером при проведении его кошмарных съездов в Нюрнберге. Хотя на деле Eintopf не имел такого милитаристского смысла, как наша гречневая каша с тушенкой из полевой кухни, он демонстрировал гражданскую жизнь, которая может быть тоже под ружьем.

Сейчас уже не так часто в Германии наткнешься на Eintopf на улице, а вот в ресторанах нет-нет, да и мелькнет в меню это блюдо. Не грех на него и потратиться!