Лекция была посвящена инновациям, их природе и воздействию на общество. А
называлась она – «Старое «новое» и новое «новое». Сложно… Но публика не была запутана, потому что профессор все разложил по
полочкам. И вот наш краткий конспект полуторачасового интересного выступления.
Важный вопрос - генезис инноваций: откуда они берутся, как их распознать,
что потом они делают с людьми.
Термин «инновации» предполагает и прорыв в знаниях, и
нормальный процесс их производства и применения. Инновации, как утверждал
профессор Штрошнайдер, - это такие знания, которые могут что-то изменить. Это
превращение знаний в деньги (а в среде ученых обычно все наоборот - превращение
денег в знания).
Инновации захватывают не только науку и экономику, но
и многие другие сферы, в том числе государственное управление. Они влияют
на общество, они заставляют говорить о таких вещах, как богатство и бедность,
справедливость или бесправие. Инновации - это и критика уже
существующего. И поэтому инновации надо рассматривать как в узком, так и
широком смысле.
Инновации - это относительная категория, потому что
нужно решить, что считать новым. Тут очень важны критерии оценки. Причем нет
универсальных критериев: например, те, что используются для оценок исследований
в химии, нельзя применять для оценки исследований по истории.
Новое - категория относительная.
Новое - то, что создает новые потребности, новую
реальность.
Инновации - это различия между старым и тем, что является
новым. Часто идет общественный
спор, за кого быть – за старое или за новое. Нужно принимать решения, что поддержать, новое
ли это, имеет ли это новое практический смысл.
Таким образом, для развития инноваций важны социальные
институты - институты оценки, поддержки и т.д.
Новое знание влияет на принятие решений во многих
других сферах. Профессор выделил три критерия: 1. Наука проблематизирует
какие-то определнные сферы.
2. Новое должно быть озадачивающий, удивляющим.
Конечно, очень важны сравнения. Тут возникает концепция нового «нового». При
организации науки нужно исходить из того, что могут быть в ходе исследований
получены парадоксальные выводы. В онтологическом смысле не может быть в будущем
вещей, которые уже были в прошлом. Если будущее существует в настоящем как прогноз,
то мы должны ожидать и понимать предстоящий прорыв.
3.Тогда встает вопрос о планировании получения «нового»,
о рисках получения «нового». Возникают проблемы оценки достоверности будущего «нового»,
доверия этой оценке. «Новое» может быть и
антиинституциональным - именно потому, что оно способно быть неожиданным,
озадачивающим.
Профессор остановился коротко на том, как в ДФГ
оценивают поступающие от ученых заявки. И, отвечая на один из вопросов, подчеркнул:
«переводчиками» между наукой и обществом являются образованные люди. Поэтому
так важна система образования.