вторник, 19 апреля 2016 г.

Новое должно быть новым

           
19 апреля в рамках традиционной, ежегодной конференции Высшей школы экономики с лекцией выступил  президент Немецкого научно-исследовательского сообщества (DFG) профессор Петер Штрошнайдер. Его, одного из выдающихся исследователей истории Средних веков, члена Баварской академии наук и искусств, собравшимся (среди приглашенных была и профессор Татьяна Иларионова) представил проректор ВШЭ, профессор Леонид Гохберг.
Лекция была посвящена инновациям, их природе и воздействию на общество. А называлась она – «Старое «новое» и новое «новое». Сложно… Но публика не была  запутана, потому что профессор все разложил по полочкам. И вот наш краткий конспект полуторачасового интересного выступления.
Важный вопрос - генезис инноваций: откуда они берутся, как их распознать, что потом они делают с людьми.  
Термин «инновации» предполагает и прорыв в знаниях, и нормальный процесс их производства и применения. Инновации, как утверждал профессор Штрошнайдер, - это такие знания, которые могут что-то изменить. Это превращение знаний в деньги (а в среде ученых обычно все наоборот - превращение денег в знания). 
Инновации захватывают не только науку и экономику, но и многие другие сферы, в том числе государственное управление. Они влияют на общество, они заставляют говорить о таких вещах, как богатство и бедность, справедливость или бесправие. Инновации - это и критика уже существующего. И поэтому инновации надо рассматривать как в узком, так и широком смысле. 
Инновации - это относительная категория, потому что нужно решить, что считать новым. Тут очень важны критерии оценки. Причем нет универсальных критериев: например, те, что используются для оценок исследований в химии, нельзя применять для оценки исследований по истории. 
Новое - категория относительная. 
Новое - то, что создает новые потребности, новую реальность.  
Инновации - это различия между старым и тем, что является новым.  Часто  идет общественный спор, за кого быть – за старое или за новое.  Нужно принимать решения, что поддержать, новое ли это, имеет ли это новое практический смысл. 
Таким образом, для развития инноваций важны социальные институты - институты оценки, поддержки и т.д. 
Новое знание влияет на принятие решений во многих других сферах. Профессор выделил три критерия: 1. Наука проблематизирует какие-то определнные сферы.  
2. Новое должно быть озадачивающий, удивляющим. Конечно, очень важны сравнения. Тут возникает концепция нового «нового». При организации науки нужно исходить из того, что могут быть в ходе исследований получены парадоксальные выводы. В онтологическом смысле не может быть в будущем вещей, которые уже были в прошлом. Если будущее существует в настоящем как прогноз, то мы должны ожидать и понимать предстоящий прорыв. 
3.Тогда встает вопрос о планировании получения «нового», о рисках получения «нового». Возникают проблемы оценки достоверности будущего «нового», доверия этой оценке. «Новое» может быть  и антиинституциональным - именно потому, что оно способно быть неожиданным, озадачивающим. 

Профессор остановился коротко на том, как в ДФГ оценивают поступающие от ученых заявки. И, отвечая на один из вопросов, подчеркнул: «переводчиками» между наукой и обществом являются образованные люди. Поэтому так важна система образования. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий