19 февраля студенты ИГСУ РАНХиГС в учебных целях, ведомые
профессором Татьяной Иларионовой, совершили увлекательное путешествие в регион
№ 1 по привлечению иностранных инвестиций – в Калужскую область, где побывали
на заводе «Фольксваген» и в администрации региона.
Завод, конечно, нечто совершенно футуристическое. Произвели
впечатление не свойственная нашим производственным процессам стерильная чистота
и роботизация сборки машин. К сожалению, в цехах строжайше запрещено фотографировать,
так что снимков нет – только из помещения, которое является своеобразным
накопителем для посетителей.
На заводе в Калуге, который, вопреки кризису международных
отношений и экономическому кризису (хотя норма выпуска автомобилей и снизилась
до 600 штук в день), планируют дальнейшее расширение – за счет ввода в строй
цеха по производству двигателей. Пока же здесь только сборка четырех моделей
машин – две «Фольксвагена» и две «Шкоды».
И какая сборка! Многие процессы исключают присутствие
человека, потому что ручной труд не может обеспечить абсолютно точной работы, как это делают сименские
манипуляторы. А они – повсюду. Подъезжает на транспортере очередная заготовка в
виде будущего кузова – и они, как хищные звери, набрасываются на нее, сверлят
какие-то дырочки, сваривают швы, закручивают гайки.
Но, разумеется, рабочие на многих операциях тоже есть: завод стал одним из крупнейших
работодателей региона, важным плательщиком в бюджет, спонсором спортивной
команды. Как сказала экскурсовод по
заводу Екатерина, для региона уровень зарплаты высокий – около 30 тыс.
Но на улицах Калуги «Фольксвагенов» практически не видно.
Простой люд ездит, по преимуществу, на раздолбанных «шестерках» и «нексиях». И сам город – с ямами на
дорогах, облезшими фасадами и в черное одетыми людьми являет собой обычную
картину России регионов.
В администрации области студентов встретили подробным
рассказом о том, какие иностранные инвестиции удалось сюда привлечь. Эти деньги
пришли и в автомобилестроение, и в фарминдустрию, и в сегмент производства
бытовой техники, и в сельское хозяйство. Карта расположения предприятий
показывала широкую палитру успешной экономики. Вот только население Калужской
области – немногим более 1 млн, а уровень зарплат – см. выше…
Невольно можно было сделать вывод о том, что, скорее всего,
небогатая жизнь нашего населения – условия контрактов. Иначе делать тот же
«Фольксваген» будет невыгодно, недаром же размещают производства за пределами
Германии, где профсоюзы с зубами. То
есть, видимо, держать нас в черном теле –
не просто недоработка властей, а прямая их задача, иначе деньги уйдут в тот же
Китай. А ведь доходы от одного «Фольксвагена»
- немаленькие. Уж дороги-то точно можно было бы в асфальт закатать…
Студенты вели своеобразный репортаж, выкладывая по ходу дела
фотки в «Instagram”, а когда в Москву приехали – и интернет-благодарность
организатору поездки вывесили.