среда, 4 сентября 2013 г.

Экономика науки

Все-таки наша политика - вещь трудно предсказуемая. На фоне отсутствия, как правило,  культуры отставки длительно работавших на высоких должностях чиновников вдруг появляются феномены. К таким можно отнести бывшего российского министра финансов Алексея Кудрина. На G20 он своим брифингом  открыл череду сольных выступлений перед прессой. Ну, кому просто так это позволят сделать! Отрекомендованный как декан факультета свободных наук и искусств Санкт-Петербургского государственного университета, он давал глобальные оценки мировой и отечественной экономике, сказал, что готовится послезавтра с большим докладом выступить перед действующими министрами финансов двадцатки. И говори после этого, что у нас некуда отставникам деваться! Есть куда - они по-прежнему не просто дают советы, а наставляют, как надо действовать. Пусть и в роли знатоков «свободных искусств».
Алексей Леонидович остановился на вопросе долгов ряда государств, на значении долгосрочных инвестиций для роста российской экономики, на замедляющихся  темпах этого роста, на таких вызовах, как миграция,  низкая квалификация работников.
А начал с того, что «я мечтал, чтобы саммит двадцатки состоялся в России. И вот он состоялся!»
Еще несколько тезисов: «Мы не выходим из кризиса. Мы только получили передышку». «Решение долгового кризиса только впереди». «Инвесторы видят, что вложения не дают нужного дохода». «У нас есть проблемы структуры бюджета, у нас большие бюджетные обязательства».  «В России сохраняется низкий потенциал роста».
Он сообщил, что принимал участие в работе экспертов Гражданской двадцатки (С20). На 23 ноября в нашей стране намечено проведение Гражданского форума.
На вопрос главного редактора научного гумбольдтовского журнала «Россия и Германия» Татьяны Иларионовой о том, как выглядит экономика российской науки на фоне того, что именно в кризис такие страны, как США и Германия, сделали баснословные вложения в науку и благодаря этому смогли преодолеть кризис, А.Л.Кудрин дал объемный ответ.  Он отметил, что когда был министром финансов, то из года в год поддержка отечественной науки увеличивалась. И сегодня российское государство в относительных величинах в большей степени поддерживает исследования, чем, скажем, Япония. Но в Японии негосударственный сектор направляет в науку очень большие средства - в четыре раза превышающие то, что дает государство.  А у нас бизнес не спешит этого делать. Первым фактором развития науки является конкуренция. По мнению А.Кудрина, у нас нет в науки такой конкурентной среды. И подчеркнул, что именно он в свое время предложил  программу мегагрантов, чтобы привлечь для работы в России крупных иностранных ученых. На эти цели были направлены действительно   впечатляющие деньги.
«Я декан факультета Санкт-Петербургского университета, у нас есть эндаумент, я смог привлечь бизнес к сотрудничеству с нами. Это не очень большие средства, но они есть». И далее он признался: такие крупные университеты, как СПбГУ, недофинансируется, как минимум, вдвое, сейчас с высоты положения декана он это отчетливо понимает. 
Кудрин отметил, что в университете есть отдельные лаборатории, ведущие первоклассные исследования. Например, лаборатория нанотехнологий. Но ведь должно быть сто таких лабораторий в разных городах страны. Он рассказал, что помогает университету в Архангельске создать подобного уровня научный центр. Его неприятно удивило, что тамошний бизнес за экспертизой обращается к московским или петербургским специалистам, тогда как собственно архангельские разработки  остаются невостребованными.
И далее в ходе брифинга Алексей Леонидович снова и снова, при ответах на совершенно другие вопросы, возвращался к проблемам науки и образования. Так, он отметил, что в последние годы, по его наблюдениям, увеличилось количество специалистов, уехавших в зарубежные научные центры на работу. Что реформа РАН, которая проходит в такой «жесткой форме», тоже может многих подтолкнуть искать себе применение на Западе.

В то же время в российских вузах хотят учиться молодые граждане иных стран, прежде всего стран СНГ. «Мы на моем факультете ввели из собственных средств стипендии для студентов стран СНГ». Это хороший шанс  подготовки элиты зарубежных стран.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий