пятница, 6 сентября 2013 г.

Труд и финансы. А образование и наука?


Второй день саммита G20 начался для журналистов с обзора грядущих событий и брифинга министра труда и социальной защиты Российской Федерации М.А.Топилина.
Он рассказал, что в рамках саммита состоялась встреча министров труда и министров финансов  стран-участниц. Она была обусловлена закономерной взаимозависимостью этих двух сфер - занятости и денег. Пришли к заключению, что необходимо разумно, соотносясь с состоянием конкретных стран, стимулировать занятость,  содействовать созданию рабочих мест. Государства располагают инструментами такого стимулирования, в осуществлении которого, в то же время, главное вовремя остановиться во избежание снижения конкурентоспособности бизнеса и возникновения зависимости от государства.
Министр подчеркнул, что сегодня Россия по уровню безработицы находится в достаточно хорошем состоянии в сравнении с другими странами. Так, в июле 2013 года было зафиксировано только 5,3% безработных, определяемых по методике МОТ. У нас количество вакансий в 1,8 раза больше спроса на них. Это позволяет в отношении тех, кто остался без работы, осуществлять программы переобучения, повышения квалификации, чтобы облегчить в последующем занятость на новом месте. Нужно усиливать качество специальной подготовки в высших учебных заведениях. «В Германии создали систему дуального обучения, когда учебное заведение имеет тесную связь в работодателями»,- сказал министр и отметил, что это разумная система, она ему импонирует. Потому что если такой связи нет, то в последующем государство несет значительные издержки, ведь приходится тратить средства на переобучение уже получившего подготовку человека. Он отметил, что нужно развивать систему оказания преференций тем бизнесам, которые принимают на работу молодых людей. Эта поддержка должнаа быть в виде налоговых послаблений, иных мер стимулирования.
Он остановился на проблеме пенсионной системы, которая тесно связана с рынком труда. И отметил, что если повышать пенсионный возраст, то это приведет к сужению возможностей для молодых людей в получении рабочего места. «Мы ищем балансы в рамках пенсионной реформы». Сегодня обсуждаются в российском правительстве меры поддержки легального трудового стажа при начислении пенсии, будут начисляться дополнительные баллы за годы легальной работы. А также мотивирование добровольного более позднего выхода работников на пенсию (так, если мужчина не в 60 лет, а в 65 выйдет на пенсию, то его пенсия будет в полтора раза больше обычной).
Отвечая на вопрос о готовности отечественного рынка труда к возможной рецессии, министр сказал, что после 2008 года создана законодательная база для переобучения граждан. Кроме того, во избежание острой ситуации, ведется мониторинг состояния рынка труда, чтобы вовремя реагировать на негативные изменения.
«Мне близко то, что делает Германия,- вновь подчеркнул министр.- Там, если работники не полностью заняты, они имеют возможность освобожденное время тратить на переобучение. Кроме того, там оказывается поддержка малому бизнесу».
М.А.Топилин сказал, что министры на встрече в рамках G20 говорили также об отдельных категориях занятых - инвалидах, мигрантах.

На вопрос главного редактора научного гумбольдтовского журнала «Россия и Германия» Татьяны Иларионовой о том, как соотносится необходимость переобучения безработных с сокращением количества вузов, и о том, какой будет ситуация с занятостью в сфере науке в результате реформы РАН, министр М.А.Топилин ответил, что связи с министерством образования и науки по этим темам нет, что о реформе РАН он не может дать комментарий, но реформа образования, как он ее понимает, делается с целью повышения качества образования.  Появилось много вузов, уровень   которых невысок, они, «как пылесос, выкачивают деньги из населения». Причем, деньги забираются у малообеспеченных семей, которые не могут позволить себе дать детям качественное образование. Центр тяжести, по его мнению, должен быть перенесен на школьное образование, именно оно должно быть таким, чтобы в последующем молодые люди могли рассчитывать на учебу в хороших вузах. Сейчас с этой целью реализуются такие программы, как «Наша новая школа». И снова подчеркнул, что в Германии очень сильно развита связь между студентами и работодателями благодаря институтам образования. И мы должны действовать так же: ведь любой учащийся думает о будущем месте работы. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий