четверг, 5 сентября 2013 г.

Старт дан

Первый день саммита G20 начался. Основной темой его повестки дня станет глобальная экономика и совершенствование мировой финансовой системы. Говоря на специальном утреннем брифинге о задачах глав государств и министров финансов «Двадцатки», российская шерпа и одновременно начальник Экспертного управления Президента Российской Федерации Ксения Юдаева подчеркнула, что шерпами была проведена огромная предварительная работа. «На 99% согласованы основные документы саммита».  Ожидается принятие Декларации, а также значительного количества приложений к ней. Помимо проблем глобальной экономики будут обсуждаться также налоговая политика стран-участниц, меры  для продолжения роста и развития. Сегодня, подчеркнула К.В.Юдаева, ситуация в экономике выглядит значительно лучше, чем пять лет назад, но нельзя оставлять усилий для решения прочих острых проблем.
G20 будет, в частности, обсуждать синхронизацию государственных усилий в области налоговой политики - таков план первого заседания министров финансов на сегодня. Во время рабочего обеда предполагается обратиться к проблемам развития, ожидается выступление Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна.
Помимо чисто экономических, финансовых проблем в фокусе внимания участников саммита будут и проблемы коррупции. К.В.Юдаева подчеркнула, что Россия не только выполнила собственные международные обязательства по совершенствованию правовой базы для противодействия этому негативному социальному и экономическому явлению, но и внесла собственные новые предложения. Коррупция препятствует экономическому росту, вот почему она волнует государства и правительства.
Кроме того, шерпы согласовали меры в области политики занятости, особенно для борьбы с молодежной безработицей, а также шаги для привлечения инвестиций.
Затем слово взял заместитель министра финансов Российской Федерации С.А.Сторчак. Он выделил три новых важных момента, которые характеризовали подготовку к заседанию G20: 1. подготовлен проект плана противодействия размыванию налогооблагаемой базы, выводу средств и фондов в предпочтительные юрисдикции; 2. разработан  план действий синхронного принятия мер в отношении «параллельного» банковского сектора, который предоставляет кредиты, иные услуги, но оказался вне зоны регулирования государственными институтами; 3. подготовлена  новая фискальная стратегия для синхронизации усилий государств в сфере налогообложения.
Выступления этих спикеров ясно показали, что государства не желают сдавать свои позиции, напротив, по всему миру они намерены усиливать напор на хозяйствующие субъекты - людей и бизнес, чтобы знать о своей экономике все.
Правда, на последовавшие затем конкретные вопросы относительно ситуации с налогами в России выступавшие постарались уйти в сферы высоких финансовых рассуждений.  

На вопрос главного редактора научного гумбольдтовского журнала «Россия и Германия» Татьяны Иларионовой относительно российских новаций в антикоррупционной политике К.В.Юдаева ответила, что был подготовлен целый ряд докладов. Внимание было уделено обобщению лучших практик, один из докладов рассматривает проблему противодействия коррупции при подготовке массовых спортивных мероприятий. Нет слов, это важно для нашей страны накануне Олимпиады. Другой документ формулирует принципы высокого уровня по выявлению вымогательства и предложения взятки.  Определен, в частности, статус контактных персон для взаимодействия с официальными лицами, которые подозреваются в подобных преступлениях. И еще, подчеркнула К.В.Юдаева, что важно, - в ходе подготовки к саммиту несколько новых стран присоединились к Конвенции ООН о борьбе с коррупцией. 

среда, 4 сентября 2013 г.

Антиглобалисты? А кто это такие?

В Международном пресс-центре саммита G20 прошел брифинг губернатора Санкт-Петербурга Г.С.Полтавченко. Он рассказал, как город с 300-летней историей формирования государственной политики подготовился к приему такого крупного мероприятия, как «двадцатка». Рассказал о «Метеорах» для журналистов, о зоне безопасности для глав государств и правительств, которые приезжают в город. На вопрос «России и Германии» о том, готов ли Санкт-Петербург  к возможным выступлениям антиглобалистов, как это бывало ранее во всех местах проведения подобных саммитов, Георгий Сергеевич даже не сразу нашелся, что ответить. А потом подчеркнул: в администрацию города не поступало никаких заявок на проведение каких бы то ни было мероприятий антиглобалистов.

Так что Питер будет мирным.   

Экономика науки

Все-таки наша политика - вещь трудно предсказуемая. На фоне отсутствия, как правило,  культуры отставки длительно работавших на высоких должностях чиновников вдруг появляются феномены. К таким можно отнести бывшего российского министра финансов Алексея Кудрина. На G20 он своим брифингом  открыл череду сольных выступлений перед прессой. Ну, кому просто так это позволят сделать! Отрекомендованный как декан факультета свободных наук и искусств Санкт-Петербургского государственного университета, он давал глобальные оценки мировой и отечественной экономике, сказал, что готовится послезавтра с большим докладом выступить перед действующими министрами финансов двадцатки. И говори после этого, что у нас некуда отставникам деваться! Есть куда - они по-прежнему не просто дают советы, а наставляют, как надо действовать. Пусть и в роли знатоков «свободных искусств».
Алексей Леонидович остановился на вопросе долгов ряда государств, на значении долгосрочных инвестиций для роста российской экономики, на замедляющихся  темпах этого роста, на таких вызовах, как миграция,  низкая квалификация работников.
А начал с того, что «я мечтал, чтобы саммит двадцатки состоялся в России. И вот он состоялся!»
Еще несколько тезисов: «Мы не выходим из кризиса. Мы только получили передышку». «Решение долгового кризиса только впереди». «Инвесторы видят, что вложения не дают нужного дохода». «У нас есть проблемы структуры бюджета, у нас большие бюджетные обязательства».  «В России сохраняется низкий потенциал роста».
Он сообщил, что принимал участие в работе экспертов Гражданской двадцатки (С20). На 23 ноября в нашей стране намечено проведение Гражданского форума.
На вопрос главного редактора научного гумбольдтовского журнала «Россия и Германия» Татьяны Иларионовой о том, как выглядит экономика российской науки на фоне того, что именно в кризис такие страны, как США и Германия, сделали баснословные вложения в науку и благодаря этому смогли преодолеть кризис, А.Л.Кудрин дал объемный ответ.  Он отметил, что когда был министром финансов, то из года в год поддержка отечественной науки увеличивалась. И сегодня российское государство в относительных величинах в большей степени поддерживает исследования, чем, скажем, Япония. Но в Японии негосударственный сектор направляет в науку очень большие средства - в четыре раза превышающие то, что дает государство.  А у нас бизнес не спешит этого делать. Первым фактором развития науки является конкуренция. По мнению А.Кудрина, у нас нет в науки такой конкурентной среды. И подчеркнул, что именно он в свое время предложил  программу мегагрантов, чтобы привлечь для работы в России крупных иностранных ученых. На эти цели были направлены действительно   впечатляющие деньги.
«Я декан факультета Санкт-Петербургского университета, у нас есть эндаумент, я смог привлечь бизнес к сотрудничеству с нами. Это не очень большие средства, но они есть». И далее он признался: такие крупные университеты, как СПбГУ, недофинансируется, как минимум, вдвое, сейчас с высоты положения декана он это отчетливо понимает. 
Кудрин отметил, что в университете есть отдельные лаборатории, ведущие первоклассные исследования. Например, лаборатория нанотехнологий. Но ведь должно быть сто таких лабораторий в разных городах страны. Он рассказал, что помогает университету в Архангельске создать подобного уровня научный центр. Его неприятно удивило, что тамошний бизнес за экспертизой обращается к московским или петербургским специалистам, тогда как собственно архангельские разработки  остаются невостребованными.
И далее в ходе брифинга Алексей Леонидович снова и снова, при ответах на совершенно другие вопросы, возвращался к проблемам науки и образования. Так, он отметил, что в последние годы, по его наблюдениям, увеличилось количество специалистов, уехавших в зарубежные научные центры на работу. Что реформа РАН, которая проходит в такой «жесткой форме», тоже может многих подтолкнуть искать себе применение на Западе.

В то же время в российских вузах хотят учиться молодые граждане иных стран, прежде всего стран СНГ. «Мы на моем факультете ввели из собственных средств стипендии для студентов стран СНГ». Это хороший шанс  подготовки элиты зарубежных стран.  

Пресс-центр - дело временное

Международный пресс-центр саммита - большое огороженное пространство временных палаток, где еда, брифинги, компьютеры, боксы для радийщиков и телевизионщиков. Разные языки, разные лица.
Нет пока точных данных, сколько нас аккредитованных, но официант в столовой сказал, что завтра будет тысячи три.
Уже начались брифинги, новости пошли в мир.

Безопасность и «Метеор»

Санкт-Петербург в общем и целом по-прежнему исполнен в серых и грязно-желтых тонах. Но логотипы саммита его украсили. На Невском, на других центральных улицах они мелькают повсюду.
Большое количество полицейских. В людных местах и на пустырях, на ветру и греясь на солнышке.
Для удобства работы журналистов действуют информационные указатели и волонтеры. Чтобы не создавать проблем с пробками, организаторы решили поэксплуатировать Неву. 
Морской вокзал стал центром для «Метеоров»:  от гостиниц, в которых разместились, журналисты отправляются туда, где после серьезного досмотра, совершают пересадку и   отправляются  в Международный  пресс-центр саммита.
С пересадкой путь занимает добрых полтора часа - не самый быстрый путь, не метеор. Но что делать - так, наверное, бывает всегда при организации больших мероприятий в больших  городах.
Длинный путь содействуют профессиональному сближению. Новостями редакций обмениваются российские снимающие и пишущие, а иностранцы ведут себя по-разному.
Особенно жизнерадостными показались китайцы, которые берут от заграничной поездки по полной: фотографируются с каждым, кто на пути, раздают свои издания, ну и, конечно, работают.

Погода выдалась теплой. Солнце приветливо греет, что на радость теле- и фотожурналистам.   Кадры сами идут.

Журналистский поезд на Петербург

«Сапсан» ранним утром 4 сентября был  чем-то похож на советскую «колбасную» электричку. Только вместо оголодавших граждан, мечтавших о мясных изделиях, вид которых тогда у них стерся из памяти, в поезд грузились журналисты, жаждавшие новостей. Ехали в Санкт-Петербург телевизионщики, изнемогавшие под тяжестью камер, фотокорреспонденты с множеством  объективов, распределенных по сумкам и оттопыренным карманам, пишущая братия, скромно обремененная чемоданчиками с личными вещами.
Саммит G20 в Питере.  Такого важного события, грандиозного по качеству участников, не было в России никогда (ну если не считать прошлогоднего Владивостока, впечатление от которого было напрочь испорчено многочисленными скандалами).
Впрочем, и этот саммит также держит всех в напряжении: как В.В.Путин будет принимать гостей? Приедет ли Обама? Где он разместится? Что будет говорить? И что там с Сирией? С экономикой? С миграцией? Как быть с вечным глобальным потеплением?
Журналисты разных специализаций, изданий,  видов медиа - в путь! Миссия социальных переводчиков должна быть выполнена:   проблемы, которые обсуждаются на высоком уровне, их стараниями  «переводятся» на человеческий язык, в свою очередь с обыденного уровня на межгосударственный поднимаются вопросы, мимо которых политики могут пройти.

G20 открывается завтра. 

суббота, 31 августа 2013 г.

Язык Минобра

По итогам рассылки проекта рекомендаций круглого стола о противодействии коррупции, который проводился в июле в Общественной палате Российской Федерации с участием профессора Татьяны Иларионовой, был получен ответ из Министерства образования Московской области. После пятого прочтения все равно невозможно понять, за коррупцию они или против... Классика! "В части, касающейся"...

четверг, 8 августа 2013 г.

Упрощайте процедуры!

Больше года назад на факультете «Международный институт государственной службы и управления» Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации прошла конференция «Стабильность и развитие. Россия в системе глобальных трансформаций». Вышел сборник, в который включены материалы ее участников. Этот увесистый том  открывает большая статья профессора Татьяны Иларионовой «Государственное управление: к эффективности – через упрощение процедур».
(Иларионова Т.С. Государственное управление: к эффективности – через упрощение процедур//Стабильность и развитие: Россия в системе глобальных трансформаций: сборник научных статей.- М.: Издательский дом «Дело», 2013.- с. 8 – 24.- 1 п.л.)


вторник, 30 июля 2013 г.

Наш иностранный агент в Германии

Осенью будет отмечаться 60-летие обновленному Фонду им. Александра фон Гумбольдта (Германия).
Фонд поддерживает ученых разных научных направлений из разных стран мира. Очень многое сделал он для российских исследователей, особенно в годы, когда нам есть было нечего. Правда, отбор проектов всегда велся по самым высоким критериям, так что это не было просто выражением сочувствия немцев.  Стать тогда, как и теперь, стипендиатом или лауреатом премии Фонда очень почетно. Ведь после такой стипендии или премии единственная награда – Нобелевка…
Накануне приближения юбилея Фонд  попросил участников своих программ сделать благотворительные взносы. И иностранные ученые «скинулись», собраны миллионы евро (см.:  http://www.humboldt-foundation.de/web/newsletter-3-2013-3.html). Среди тех, кто сделал свой взнос, и стипендиатка Фонда профессор Татьяна Иларионова.

Так что Гумбольдт – наш иностранный агент в Германии!

четверг, 25 июля 2013 г.

Рекомендуем!

После прошедшего в Общественной палате Российской Федерации 9 июля 2013 года круглого стола по проблемам противодействия коррупции его организаторы обобщили прозвучавшие предложения и подготовили проект рекомендаций различным органам государственной власти, местного самоуправления, общественности.
Публикуем проект с целью привлечь внимание наших читателей и побудить их сделать добавления и исправления в документе.

Проект
Общественная палата Российской Федерации
Рекомендации по итогам круглого стола
«Противодействие коррупции в сфере образования на муниципальном уровне»
г.Москва                                                                 9 июля 2013 г.
Участники круглого стола, организованного Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике  (член Комиссии – А.Н.Арбузов) совместно с Лабораторией антикоррупционной политики и экспертизы  факультета «Международный институт государственной службы и управления»  Российской академии народного хозяйства и государственной службы  при Президенте Российской Федерации (руководитель Лаборатории – Т.С.Иларионова),  отметили, что система образования – это фундамент развития российского государства и общества, это – ресурс, позволяющий строить новую экономику, развивать демократические институты, совершенствовать социальную политику. От тех знаний и навыков, которые в образовательных организациях получают дети и взрослые, зависит их квалификация и профессиональная судьба, успех отдельных предприятий, наконец, конкурентоспособность России.
Самый главный уровень системы отечественного образования – муниципальный. Именно здесь находятся те организации образования, которые дают человеку основные знания, воспитывают его как гражданина. Однако на этом уровне, к сожалению, в последние годы накопилось большое количество проблем, связанных с неэффективность организационных структур, финансирования, кадровой работы. Значительное количество этих проблем вызвано сложившимися коррупционными отношениями, дискредитирующими  учителя и профессора, служащими источником незаконных доходов нечистых на руку дельцов, подрывающих авторитет  школы и вуза.  Коррупция в этой сфере вызывает серьезное социальное напряжение в стране.
Участники круглого стола отметили, что причин коррупции в сфере образования на муниципальном уровне много, и они сохраняются в отношениях «школа – родители (ученики)», «школа – муниципальные органы управления образований», «школа – иные государственные и муниципальные проверяющие органы».
Проблемы усугубляется тем, что именно сейчас в организациях  образования идет смена поколений педагогов и преподавателей, что сохраняется неустойчивость, нестабильность материального положения школ и  уровня зарплат в них, что по-прежнему остаются плохо разграниченными бесплатные и платные образовательные услуги, наконец, все более обостряется демографическая ситуация в регионах.
Участники круглого стола понимают, что коррупция в образовании является отражением общего состояния дел в стране, однако уверены, что преодолеть это социальное зло можно только намечая конкретные меры противодействия ему.
Участники слушаний рекомендуют:

Президенту Российской Федерации
1.     Уделять проблеме противодействия коррупции в системе образования страны повышенное внимание, содействовать поощрению четного труда представителей образовательных организаций различного уровня и форм собственности.
2.     Исключить результаты ЕГЭ из числа индикаторов оценки эффективности руководителей школ, органов образования, регионов.

Федеральному Собранию Российской Федерации

1.     Изменить действующие нормы трудового законодательства таким образом, чтобы ответственность рядовых учителей, преподавателей, методистов за коррупционные преступления в образовательных организациях разделяли также и их руководители.
2.     Ввести нормы административной ответственности за плохую кадровую работу в образовательных организациях, за неэффективность в осуществлении учебного процесса, а при выявлении крупных недостатков и преступлений в образовательных организациях иметь право безусловного увольнения с должности и их системы образования  таких руководителей.
3.     Законодательно закрепить процедуру отзыва лицензии у образовательных организаций, в которых неоднократно совершались коррупционные правонарушения.
4.     Внести изменения в уголовное законодательство Российской Федерации с целью уравнять ответственность за коррупцию в государственных, муниципальных, частных образовательных организаций.

Правительству Российской Федерации
5.     Разработать и принять долгосрочную программу поддержки образовательных организаций на муниципальном уровне, содействовать реализации региональных образовательных программ, вести постоянный мониторинг уровня заработной платы учителя, профессора, руководителя образовательной организации, превратить систему общественного контроля над финансированием образовательными организациями в постоянно действующий инструмент антикоррупционной политики на местах.
6.     Разработать и принять Федеральную целевую программу координации образовательной политики и политики занятости, обеспечить проведение  научных исследований по проблемам соответствия специальностей, востребованных на рынке труда, специальностям, по которым ведется обучение  в образовательных организациях страны, выявить региональные особенности этой проблемы.
7.     Устранить введенный в практику в соответствии с подзаконными актами в субъектах Федерации порядок приема вне очереди в детские сады детей сотрудников правоохранительных органов, что влечет за собой, с одной стороны, прокурорские представления руководителям  детских садов, а с другой – вызывает протест родителей – представителей других слоев населения.

Министерству внутренних дел Российской Федерации

8.     Содействовать общественности в организации контроля над образовательными организациями, оперативно реагировать на сигналы о фактах купли-продажи дипломов и аттестатов, на «сдачу» экзаменов за деньги, на иные проявления низовой коррупции в системе образования.
9.     Продолжить осуществление комплекса  антикоррупционных мероприятий, направленных на выявление преступлений коррупционной направленности в сфере государственных закупок образовательными организациями.
10.                       Принимать активное участие в работе комиссий по взаимодействию с педагогической общественностью в целях противодействия коррупции, разработать совместно с органами образования субъектов Федерации программы антикоррупционного просвещения в образовательных организациях. 
11.                       Обращать особое внимание при проведении антикоррупционных мероприятий в образовательных организациях на роль руководителей этих организаций, стремиться пресекать, в первую очередь, преступную деятельность тех, кто отвечает в целом за деятельность школы или вуза, вести профилактическую работу по противодействию коррупции с директорами школ и ректорами вузов.

Министерству образования и науки Российской Федерации

12.                       Совершенствовать регламентацию таких процедур, как лицензирование, аккредитация, экспертные оценки качества образования, заключение договоров на предоставление образовательных услуг, сдача ЕГЭ, сдача текущих экзаменов и зачетов и т.д. с целью устранения так называемого «человеческого фактора» при вынесении окончательных решений, максимально перевести в Интернет большую их часть, по образцу «электронного правительства» сделать электронной систему оценки знаний, в целом функционирование системы образования, содействовать при внедрении этой системы закреплению принципа «деперсонализации» получателей образовательных услуг.
13.                       Разработать методические рекомендации для противодействия коррупции в ситуациях, вызывающих максимально большое количество жалоб людей – при зачислении детей в детские сады; при зачислении детей в школы; при сборе средств с родителей на нужды детских садов и школ, при  расходовании  полученных средств и т.д., содействовать распространению передового опыта оказания образовательных услуг, в частности, введения электронной очереди при записи детей в дошкольные образовательные организации и школы.
14.                       Четко определить и разъяснить профессиональному образовательному сообществу, родительской общественности принцип  разделения бесплатных и платных образовательных услуг, содействовать максимальной открытости этой информации, разместив ее в Интернете, пресекать всякие попытки недобросовестных представителей образовательных  организаций заставлять пользователей этих услуг (родителей и молодежь) оплачивать то, что и так уже оплачено из государственного или местного бюджета.
15.                       Установить стандарт открытости образовательной организации, в который бы входила обязательная публикация в сети Интернет данных о бюджете образовательной организации, статьях расходов, об исполнении бюджета, о добровольных взносах родителей или учащихся для решения конкретных экстренных проблем образовательной организации, получения платных образовательных услуг.
16.                       Продолжить ведение мониторинга открытости сайтов образовательных организаций, добиваться, чтобы вслед за вузами подобные информационные ресурсы были у всех прочих образовательных организаций муниципального уровня – начиная с детского сада и кончая школами, школами-интернатами, детскими домами и т.д., создать методики для региональных и местных органов управления образованием по рейтингованию школ, вузов на основе индикаторов их информационной открытости.
17.                       Содействовать росту авторитета документа об образовании российского вуза или школы, продолжить практику рейтингования  образовательных организаций.
18.                       Обобщить опыт деятельности управляющих советов школ и распространить лучшие практики по стране, содействовать повышению квалификации членов управляющих советов – в области экономики, права, управления.
19.                       Всемерно стремиться сделать процедуру Единого государственного экзамена прозрачной, открытой, честной, провести эксперимент по оборудованию на время проведения ЕГЭ пилотных школ системами видеонаблюдения и в случае успеха рекомендовать его к повсеместному использованию.
20.                       Провести эксперимент по максимальной открытости тестов Единого государственного экзамена, представлению в сети Интернет большого количества вариантов этих тестов с тем, чтобы школьники имели возможность самостоятельно к ним готовиться, а также использовать затем компьютерные технологии для тестирования.
21.                       Ужесточить контроль за вузами, предоставляющими отсрочки от службы в армии.
22.                       Содействовать установлению жесткого контроля в образовательных организациях при организации питания детей и молодежи, при расходовании бюджетных средств на иные нужды.
23.                       Разработать положение о ротации должностных лиц в системе образования, определить регионы для экспериментальной проверки этой технологии и по получении положительных результатов внедрить ее в практику. 
24.                       Содействовать включению в учебные планы образовательных  организаций, особенно педагогического профиля, курсов по проблемам противодействия коррупции с целью подготовки кадров для современной системы образования с высокими моральными качествами, которые сегодня требуются России.
25.                       Совершенствовать отраслевые методики мотивации профессиональной деятельности субъектов педагогического труда, использовать подобные технологии в политике повышения эффективности образовательных организаций.
26.                       Доработать и принять профессиональный стандарт учителя.
27.                       Изучить зарубежный опыт противодействия коррупции в системе образования, адаптировать лучшие практики к деятельности российской школы, вуза, детского сада.


Органам управления образованием субъектов Российской Федерации

28.                       Ввести как критерий эффективности деятельности органов местного самоуправления состояние школ, каждый случай коррупционных правонарушений рассматривать как свидетельство низкого уровня оказания образовательных услуг, как повод для снижения рейтинга муниципалитета при рассмотрении вопросов субсидирования или оказания иной поддержки.
29.                       Уделять первостепенное внимание кадровой политике в образовательных организациях, не допускать к ведению образовательного процесса некомпетентных людей, людей с низким авторитетом, сделать назначения по итогам открытых конкурсов научно-педагогических работников, по итогам их аттестации максимально открытыми.
30.                       В то же время не допускать излишнего административного давления на руководство образовательными организациями, оценить и научно осмыслить уже существующую нагрузку на директоров школ, детских садов, иных образовательных организаций муниципального уровня с целью устранения излишней отчетности и повышения их ответственности за результаты деятельности подчиненных им педагогических коллективов.
31.                       Всемерно работать над выравниванием качества образования отдельных школ и вузов на муниципальном уровне, добиться оказания образовательных услуг в соответствии с  государством установленными  стандартами, разработать и принять программы поддержки слабых детских садов и школ с целью улучшения в них качества образования.


Органам местного самоуправления

32.                       Содействовать разработке и принятию школами, детскими дошкольными образовательными организациями, организациями среднего специального и высшего, дополнительного образования принятия корпоративных  кодексов этики, на основании которых регулировались бы  отношения в сфере образования, содействовать тому, чтобы подобные кодексы становились частью трудового контракта с педагогом, контракта на обучение – с родителями школьников или студентами.
33.                       Предавать гласности возникающие непотистские отношения, которые провоцируют коррупцию в сфере образования, устранять семейственность и клановость в системе «школа – органы образования».
34.                       Контролировать введение действенной системы учета получения денег от родителей на нужды образовательных организаций или для получения образовательных услуг, добиться уплаты налогов с этих средств, устранить их теневой оборот.
35.                       Повсеместно внедрить технологию обратной связи на основе работы телефона доверия или электронного адреса для приема информации о фактах коррупции в образовательных организациях.
36.                       Размещать на основе муниципального заказа в средствах массовой информации материалы о противодействии коррупции в образовательных организациях в целях формирования нетерпимости к фактам коррупции в системе образования.
37.                       Содействовать расширению и совершенствованию деятельности  управляющих советах в школах,  многие из которых пока существуют номинально.

Общественным палатам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, общественным объединениям и некоммерческим организациям

38.                       Создать и поддерживать институты общественного контроля, действующие на постоянной основе, системно, которые бы вели наблюдение за сферой образования не спорадически, а регулярно, ввести в практику работы общественных палат субъектов Российской Федерации в качестве одного из основных компонентов работу по взаимодействию с педагогическим сообществом, с образовательными организациями.
39.                       Содействовать созданию действенной системы общественного контроля в сфере образования, принимать участие в подготовке и  проведении Единого государственного экзамена, содействовать организации честного рейтинга вузов, противодействовать незаконным поборам с родителей, оказывать помощь  правоохранительным органам в выявлении коррупциогенных зон в системе образования, в разоблачении коррупционеров.
40.                       Не оставлять без внимания ни одного факта коррупционных отношений, всемерно противодействовать купле-продаже аттестатов и дипломов, ставить в известность правоохранительные органы при выявлении фирм, предлагающих подобные «услуги», в том числе и в Интернете.
41.                       Активно работать с педагогическим сообществом, включать в состав руководящих органов общественных палат субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, общественных  объединений и НКО представителей образовательных организаций.
42.                       Использовать самые разные методы, включая подготовку общественных аналитических записок и докладов, размещение материалов в средствах массовой информации, создание специальных интернет-порталов, для обеспечения открытости системы образования на муниципальном уровне.
43.                       Содействовать для помощи родительским организациям созданию системы общественного аудита финансово-экономической деятельности в сфере образования, профессионализации этого направления деятельности.

Педагогическому сообществу

44.                       Стремиться к формированию деловой атмосферы в образовательных организациях, поощрять принципиальность педагогов при оценке знаний учащихся.
45.                       Всемерно содействовать открытости образовательных организаций при соблюдении прав учащихся, педагогических работников, родителей.
46.                       Активно внедрять передовые формы школьного самоуправления, деятельного включения представителей учеников, выпускников, родительского сообщества в работу наблюдательных советов образовательных организаций, размещать в обязательном порядке  информацию о работе и материалы наблюдательных советов на сайте образовательной организации.
47.                       Вести антикоррупционное просвещение детей и взрослых, подготовить и распространить в сети Интернет памятки для родителей, детей и молодежи, получающих образовательные услуги, об их правах и обязанностях в сфере образования, содействовать установлению прямых контактов в случае возникновения конфликта интересов в образовательных организациях между администрацией образовательной организации, родителями, молодежью, органами управления образованием, привлекать к разрешению споров управляющие советы, общественные организации.

48.                       Ввести практику публичный отчет руководителей образовательных организаций перед общественностью, перед управляющими советами, содействовать созданию прямых линий общения руководителей образовательных организаций с родителями и учениками.