четверг, 25 июля 2013 г.

Рекомендуем!

После прошедшего в Общественной палате Российской Федерации 9 июля 2013 года круглого стола по проблемам противодействия коррупции его организаторы обобщили прозвучавшие предложения и подготовили проект рекомендаций различным органам государственной власти, местного самоуправления, общественности.
Публикуем проект с целью привлечь внимание наших читателей и побудить их сделать добавления и исправления в документе.

Проект
Общественная палата Российской Федерации
Рекомендации по итогам круглого стола
«Противодействие коррупции в сфере образования на муниципальном уровне»
г.Москва                                                                 9 июля 2013 г.
Участники круглого стола, организованного Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике  (член Комиссии – А.Н.Арбузов) совместно с Лабораторией антикоррупционной политики и экспертизы  факультета «Международный институт государственной службы и управления»  Российской академии народного хозяйства и государственной службы  при Президенте Российской Федерации (руководитель Лаборатории – Т.С.Иларионова),  отметили, что система образования – это фундамент развития российского государства и общества, это – ресурс, позволяющий строить новую экономику, развивать демократические институты, совершенствовать социальную политику. От тех знаний и навыков, которые в образовательных организациях получают дети и взрослые, зависит их квалификация и профессиональная судьба, успех отдельных предприятий, наконец, конкурентоспособность России.
Самый главный уровень системы отечественного образования – муниципальный. Именно здесь находятся те организации образования, которые дают человеку основные знания, воспитывают его как гражданина. Однако на этом уровне, к сожалению, в последние годы накопилось большое количество проблем, связанных с неэффективность организационных структур, финансирования, кадровой работы. Значительное количество этих проблем вызвано сложившимися коррупционными отношениями, дискредитирующими  учителя и профессора, служащими источником незаконных доходов нечистых на руку дельцов, подрывающих авторитет  школы и вуза.  Коррупция в этой сфере вызывает серьезное социальное напряжение в стране.
Участники круглого стола отметили, что причин коррупции в сфере образования на муниципальном уровне много, и они сохраняются в отношениях «школа – родители (ученики)», «школа – муниципальные органы управления образований», «школа – иные государственные и муниципальные проверяющие органы».
Проблемы усугубляется тем, что именно сейчас в организациях  образования идет смена поколений педагогов и преподавателей, что сохраняется неустойчивость, нестабильность материального положения школ и  уровня зарплат в них, что по-прежнему остаются плохо разграниченными бесплатные и платные образовательные услуги, наконец, все более обостряется демографическая ситуация в регионах.
Участники круглого стола понимают, что коррупция в образовании является отражением общего состояния дел в стране, однако уверены, что преодолеть это социальное зло можно только намечая конкретные меры противодействия ему.
Участники слушаний рекомендуют:

Президенту Российской Федерации
1.     Уделять проблеме противодействия коррупции в системе образования страны повышенное внимание, содействовать поощрению четного труда представителей образовательных организаций различного уровня и форм собственности.
2.     Исключить результаты ЕГЭ из числа индикаторов оценки эффективности руководителей школ, органов образования, регионов.

Федеральному Собранию Российской Федерации

1.     Изменить действующие нормы трудового законодательства таким образом, чтобы ответственность рядовых учителей, преподавателей, методистов за коррупционные преступления в образовательных организациях разделяли также и их руководители.
2.     Ввести нормы административной ответственности за плохую кадровую работу в образовательных организациях, за неэффективность в осуществлении учебного процесса, а при выявлении крупных недостатков и преступлений в образовательных организациях иметь право безусловного увольнения с должности и их системы образования  таких руководителей.
3.     Законодательно закрепить процедуру отзыва лицензии у образовательных организаций, в которых неоднократно совершались коррупционные правонарушения.
4.     Внести изменения в уголовное законодательство Российской Федерации с целью уравнять ответственность за коррупцию в государственных, муниципальных, частных образовательных организаций.

Правительству Российской Федерации
5.     Разработать и принять долгосрочную программу поддержки образовательных организаций на муниципальном уровне, содействовать реализации региональных образовательных программ, вести постоянный мониторинг уровня заработной платы учителя, профессора, руководителя образовательной организации, превратить систему общественного контроля над финансированием образовательными организациями в постоянно действующий инструмент антикоррупционной политики на местах.
6.     Разработать и принять Федеральную целевую программу координации образовательной политики и политики занятости, обеспечить проведение  научных исследований по проблемам соответствия специальностей, востребованных на рынке труда, специальностям, по которым ведется обучение  в образовательных организациях страны, выявить региональные особенности этой проблемы.
7.     Устранить введенный в практику в соответствии с подзаконными актами в субъектах Федерации порядок приема вне очереди в детские сады детей сотрудников правоохранительных органов, что влечет за собой, с одной стороны, прокурорские представления руководителям  детских садов, а с другой – вызывает протест родителей – представителей других слоев населения.

Министерству внутренних дел Российской Федерации

8.     Содействовать общественности в организации контроля над образовательными организациями, оперативно реагировать на сигналы о фактах купли-продажи дипломов и аттестатов, на «сдачу» экзаменов за деньги, на иные проявления низовой коррупции в системе образования.
9.     Продолжить осуществление комплекса  антикоррупционных мероприятий, направленных на выявление преступлений коррупционной направленности в сфере государственных закупок образовательными организациями.
10.                       Принимать активное участие в работе комиссий по взаимодействию с педагогической общественностью в целях противодействия коррупции, разработать совместно с органами образования субъектов Федерации программы антикоррупционного просвещения в образовательных организациях. 
11.                       Обращать особое внимание при проведении антикоррупционных мероприятий в образовательных организациях на роль руководителей этих организаций, стремиться пресекать, в первую очередь, преступную деятельность тех, кто отвечает в целом за деятельность школы или вуза, вести профилактическую работу по противодействию коррупции с директорами школ и ректорами вузов.

Министерству образования и науки Российской Федерации

12.                       Совершенствовать регламентацию таких процедур, как лицензирование, аккредитация, экспертные оценки качества образования, заключение договоров на предоставление образовательных услуг, сдача ЕГЭ, сдача текущих экзаменов и зачетов и т.д. с целью устранения так называемого «человеческого фактора» при вынесении окончательных решений, максимально перевести в Интернет большую их часть, по образцу «электронного правительства» сделать электронной систему оценки знаний, в целом функционирование системы образования, содействовать при внедрении этой системы закреплению принципа «деперсонализации» получателей образовательных услуг.
13.                       Разработать методические рекомендации для противодействия коррупции в ситуациях, вызывающих максимально большое количество жалоб людей – при зачислении детей в детские сады; при зачислении детей в школы; при сборе средств с родителей на нужды детских садов и школ, при  расходовании  полученных средств и т.д., содействовать распространению передового опыта оказания образовательных услуг, в частности, введения электронной очереди при записи детей в дошкольные образовательные организации и школы.
14.                       Четко определить и разъяснить профессиональному образовательному сообществу, родительской общественности принцип  разделения бесплатных и платных образовательных услуг, содействовать максимальной открытости этой информации, разместив ее в Интернете, пресекать всякие попытки недобросовестных представителей образовательных  организаций заставлять пользователей этих услуг (родителей и молодежь) оплачивать то, что и так уже оплачено из государственного или местного бюджета.
15.                       Установить стандарт открытости образовательной организации, в который бы входила обязательная публикация в сети Интернет данных о бюджете образовательной организации, статьях расходов, об исполнении бюджета, о добровольных взносах родителей или учащихся для решения конкретных экстренных проблем образовательной организации, получения платных образовательных услуг.
16.                       Продолжить ведение мониторинга открытости сайтов образовательных организаций, добиваться, чтобы вслед за вузами подобные информационные ресурсы были у всех прочих образовательных организаций муниципального уровня – начиная с детского сада и кончая школами, школами-интернатами, детскими домами и т.д., создать методики для региональных и местных органов управления образованием по рейтингованию школ, вузов на основе индикаторов их информационной открытости.
17.                       Содействовать росту авторитета документа об образовании российского вуза или школы, продолжить практику рейтингования  образовательных организаций.
18.                       Обобщить опыт деятельности управляющих советов школ и распространить лучшие практики по стране, содействовать повышению квалификации членов управляющих советов – в области экономики, права, управления.
19.                       Всемерно стремиться сделать процедуру Единого государственного экзамена прозрачной, открытой, честной, провести эксперимент по оборудованию на время проведения ЕГЭ пилотных школ системами видеонаблюдения и в случае успеха рекомендовать его к повсеместному использованию.
20.                       Провести эксперимент по максимальной открытости тестов Единого государственного экзамена, представлению в сети Интернет большого количества вариантов этих тестов с тем, чтобы школьники имели возможность самостоятельно к ним готовиться, а также использовать затем компьютерные технологии для тестирования.
21.                       Ужесточить контроль за вузами, предоставляющими отсрочки от службы в армии.
22.                       Содействовать установлению жесткого контроля в образовательных организациях при организации питания детей и молодежи, при расходовании бюджетных средств на иные нужды.
23.                       Разработать положение о ротации должностных лиц в системе образования, определить регионы для экспериментальной проверки этой технологии и по получении положительных результатов внедрить ее в практику. 
24.                       Содействовать включению в учебные планы образовательных  организаций, особенно педагогического профиля, курсов по проблемам противодействия коррупции с целью подготовки кадров для современной системы образования с высокими моральными качествами, которые сегодня требуются России.
25.                       Совершенствовать отраслевые методики мотивации профессиональной деятельности субъектов педагогического труда, использовать подобные технологии в политике повышения эффективности образовательных организаций.
26.                       Доработать и принять профессиональный стандарт учителя.
27.                       Изучить зарубежный опыт противодействия коррупции в системе образования, адаптировать лучшие практики к деятельности российской школы, вуза, детского сада.


Органам управления образованием субъектов Российской Федерации

28.                       Ввести как критерий эффективности деятельности органов местного самоуправления состояние школ, каждый случай коррупционных правонарушений рассматривать как свидетельство низкого уровня оказания образовательных услуг, как повод для снижения рейтинга муниципалитета при рассмотрении вопросов субсидирования или оказания иной поддержки.
29.                       Уделять первостепенное внимание кадровой политике в образовательных организациях, не допускать к ведению образовательного процесса некомпетентных людей, людей с низким авторитетом, сделать назначения по итогам открытых конкурсов научно-педагогических работников, по итогам их аттестации максимально открытыми.
30.                       В то же время не допускать излишнего административного давления на руководство образовательными организациями, оценить и научно осмыслить уже существующую нагрузку на директоров школ, детских садов, иных образовательных организаций муниципального уровня с целью устранения излишней отчетности и повышения их ответственности за результаты деятельности подчиненных им педагогических коллективов.
31.                       Всемерно работать над выравниванием качества образования отдельных школ и вузов на муниципальном уровне, добиться оказания образовательных услуг в соответствии с  государством установленными  стандартами, разработать и принять программы поддержки слабых детских садов и школ с целью улучшения в них качества образования.


Органам местного самоуправления

32.                       Содействовать разработке и принятию школами, детскими дошкольными образовательными организациями, организациями среднего специального и высшего, дополнительного образования принятия корпоративных  кодексов этики, на основании которых регулировались бы  отношения в сфере образования, содействовать тому, чтобы подобные кодексы становились частью трудового контракта с педагогом, контракта на обучение – с родителями школьников или студентами.
33.                       Предавать гласности возникающие непотистские отношения, которые провоцируют коррупцию в сфере образования, устранять семейственность и клановость в системе «школа – органы образования».
34.                       Контролировать введение действенной системы учета получения денег от родителей на нужды образовательных организаций или для получения образовательных услуг, добиться уплаты налогов с этих средств, устранить их теневой оборот.
35.                       Повсеместно внедрить технологию обратной связи на основе работы телефона доверия или электронного адреса для приема информации о фактах коррупции в образовательных организациях.
36.                       Размещать на основе муниципального заказа в средствах массовой информации материалы о противодействии коррупции в образовательных организациях в целях формирования нетерпимости к фактам коррупции в системе образования.
37.                       Содействовать расширению и совершенствованию деятельности  управляющих советах в школах,  многие из которых пока существуют номинально.

Общественным палатам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, общественным объединениям и некоммерческим организациям

38.                       Создать и поддерживать институты общественного контроля, действующие на постоянной основе, системно, которые бы вели наблюдение за сферой образования не спорадически, а регулярно, ввести в практику работы общественных палат субъектов Российской Федерации в качестве одного из основных компонентов работу по взаимодействию с педагогическим сообществом, с образовательными организациями.
39.                       Содействовать созданию действенной системы общественного контроля в сфере образования, принимать участие в подготовке и  проведении Единого государственного экзамена, содействовать организации честного рейтинга вузов, противодействовать незаконным поборам с родителей, оказывать помощь  правоохранительным органам в выявлении коррупциогенных зон в системе образования, в разоблачении коррупционеров.
40.                       Не оставлять без внимания ни одного факта коррупционных отношений, всемерно противодействовать купле-продаже аттестатов и дипломов, ставить в известность правоохранительные органы при выявлении фирм, предлагающих подобные «услуги», в том числе и в Интернете.
41.                       Активно работать с педагогическим сообществом, включать в состав руководящих органов общественных палат субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, общественных  объединений и НКО представителей образовательных организаций.
42.                       Использовать самые разные методы, включая подготовку общественных аналитических записок и докладов, размещение материалов в средствах массовой информации, создание специальных интернет-порталов, для обеспечения открытости системы образования на муниципальном уровне.
43.                       Содействовать для помощи родительским организациям созданию системы общественного аудита финансово-экономической деятельности в сфере образования, профессионализации этого направления деятельности.

Педагогическому сообществу

44.                       Стремиться к формированию деловой атмосферы в образовательных организациях, поощрять принципиальность педагогов при оценке знаний учащихся.
45.                       Всемерно содействовать открытости образовательных организаций при соблюдении прав учащихся, педагогических работников, родителей.
46.                       Активно внедрять передовые формы школьного самоуправления, деятельного включения представителей учеников, выпускников, родительского сообщества в работу наблюдательных советов образовательных организаций, размещать в обязательном порядке  информацию о работе и материалы наблюдательных советов на сайте образовательной организации.
47.                       Вести антикоррупционное просвещение детей и взрослых, подготовить и распространить в сети Интернет памятки для родителей, детей и молодежи, получающих образовательные услуги, об их правах и обязанностях в сфере образования, содействовать установлению прямых контактов в случае возникновения конфликта интересов в образовательных организациях между администрацией образовательной организации, родителями, молодежью, органами управления образованием, привлекать к разрешению споров управляющие советы, общественные организации.

48.                       Ввести практику публичный отчет руководителей образовательных организаций перед общественностью, перед управляющими советами, содействовать созданию прямых линий общения руководителей образовательных организаций с родителями и учениками. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий