В октябре прошел очередной Культурно-исторический семинар
российских немцев. С импульсным докладом там выступила профессор Татьяна
Иларионова. И вот пришел сертификат.
понедельник, 6 декабря 2021 г.
Сертификат пришел
среда, 1 декабря 2021 г.
Сторителлинг нам в помощь
С 27 октября по 10 ноября
профессор Татьяна Иларионова проходимо курс дополнительного образования в ИГСУ
РАНХиГС «Основы сторителлинга при коммуникации». И вот подоспело удостоверение,
подтверждающее это.
В своем отзыве о курсе и о
работе коллег профессор написала:
«Этот курс
выбрала потому, что он близок к моей сегодняшней работе (я журналист и
преподаватель), кроме того хотелось обновить знания, чтобы дать старт моим
проектам, которые пока не находят поддержки.
Преподаватели,
а ими были П.В.Сурков, О.В.Лысак, З.А.Абдурашидова, смогли представить свои
дисциплины – основы сторителлинга, риторику
и практику межотраслевой коммуникации – максимально понятно и интересно.
Подкупало то, что сами слушатели, и я в том числе, должны были постоянно выполнять
самостоятельные задания. В моем портфеле по итогам курса семь выполненных
заданий, причем два из них в виде презентаций....
По завершении
курса не остановилась в освоении темы: сейчас вгрызаюсь в сценарное искусство. Уверена,
это для журналиста и преподавателя эти знания очень пригодятся. И я смогу уже
на более высоком уровне делать работу, которую выполняю давно, а также начать что-то
новое».
понедельник, 29 ноября 2021 г.
О профанной истории от профи
В современном
мире наблюдается какая-то нездоровая любовь к прошлому. Мы не в будущее
устремлены (его и предугадать-то сложно, а в нынешние ковидные времена вообще безумие
мечтам предаваться), а в прошедшее. Что там было, как? Много трагического,
много ужасного. И не только профессиональные историки залезают в эту полузабытую
даль, но и всякие простые люди, никак не связанные с наукой и исследованиями.
Но вот поди ж ты, повальное увлечение.
Это стало
темой для профессора Татьяны Иларионовой. После выступлений весной в Челябинске
и осенью в Детмольде (оба раза дистанционно) она подготовила статью о
любительском интересе к истории – интересе российских немцев к своей истории.
Статья вышла в ВАКовском журнале «Этносоциум и межнациональная культура».
Точные выходные данные публикации:
Иларионова
Т.С. Российские немцы в интернете: любительский интерес к истории//Этносоциум
и межнациональная культура.- 2021.- № 9. С. 39-48.- 1 п.л.
вторник, 23 ноября 2021 г.
СМИ в условиях ковида
23 ноября
начался Medienforum «Качественная журналистика:
миф или реальность?», который
организовали Германо-российский форум и сеть выпускников германских
образовательных программ «Hallo Deutschland».
Всех офлайн-участников принимал Саратовский
национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского.
Приветствия были от представителей Посольства Германии в России.
В программе – выступления специалистов наших
двух стран, тех, кто исследует журналистику, и тех, кто ее делает. Были очень
интересные дискуссии о финансовой стороне дела качественной журналистики, об
отношениях с государством, о том, почему СМИ растратили влияние и, что самое
главное, - доверие. Это проявилось и в пору ковида.
В дискуссии участие приняла профессор
Татьяна Иларионова. Она отметила, что государственная поддержка СМИ в России
полностью изменила и развратила рынок, поддержку получали те издания, которые
обеспечивали пиар для органов власти. Между тем, это смахивает на масштабную
коррупцию: деньги идут из бюджета, но за них пиар получают конкретные должностные
лица. Результат – количество независимых изданий сократилось драматически. Нет
никакой возможности нормально зарабатывать, рекламу – поди добудь, да и все
частные рекламодатели трепещут дать свои деньги на что-нибудь независимое. А уж
говорить про иноагентов даже не хочется… Кроме того, становится все менее и менее свободным доступ к источникам информации. История с нашими архивами,
например, – это только видимая часть айсберга. Все это влияет на доверие. Рухнуло, утрачено.
Массовое сопротивление прививке от ковида – печальный и в значительной степени смертельный знак этого
исчезнувшего доверия.
Обсуждение затронуло и много других тем.
Вечером состоится дискуссии с политологом и журналистом Александром Раром. Речь
снова пойдет о СМИ в условиях пандемии.
понедельник, 22 ноября 2021 г.
Medienforum открывается завтра
С 23 по 27 ноября в Саратове и в Интернете
пройдет XVIII Германо-Российской медиафорум «Качественная
журналистика: миф или реальность?». Основными для экспертов, а их будет
несколько десятков из разных стран, в том числе профессор Татьяна Иларионова,
станут вторник и четверг – 23 и 24 ноября. Будут обсуждаться самые острые
проблемы современной журналистики: СМИ в
разгар пандемии, социальные сети, монетизация информации и цифровизация всего и вся.
С нетерпением ждем открытия!
пятница, 19 ноября 2021 г.
Фейс-контроль везде и всюду
И снова
тема Интернета.
Экспертная
сеть «Давыдов.Индекс» попросила профессора Татьяну Иларионову прокомментировать
намерения Instagram
проводить
видеоаутентификацию при работе с соцсетью. Ответ был такой: все уже просят работать,
светить, платить лицом. И если частный медиабизнес в виде Instagram – это еще туда-сюда, отказаться от
услуг можно, то от намерения обязательно фото цеплять к антиковидному паспорту,
замысленному государством, не отвертишься.
С нашими
правами что-то невообразимое делается, караул кричи!
Полный
текст коммента – здесь:
пятница, 12 ноября 2021 г.
Об обращениях граждан с «Клубом регионов»
Федеральная экспертная сеть «Клуб регионов» попросила специалистов оценить действия губернатора Архангельской области Александра Цыбульского, который публично раскритиковал работу единого оператора по обращению с ТКО «ЭкоИнтегратор» за систематическое нарушение регламента работы с обращениями граждан. Среди тех, кто ответил на вопросы корреспондента Инны Бурчик на эту тему, была профессор Татьяна Иларионова. Она отметила, что публичное обсуждение проблем ведомств и регоператора может принести результат. «Мало какому ведомству интересно потом читать о себе подобное. Кроме того, публичность связана с технологиями, которые появились благодаря интернету: вы сегодня можете поставить плюс какой-то компании, и от этого ее рейтинг повышается, она привлекает новых клиентов, а ваш негативный отзыв опускает компанию в рейтинге, и она теряет в деньгах. Такого же рода технологии оказывают влияние и на публичный сектор и госслужбу. Опубличивание недостатков имеет цель не только привлечь к ответу и наладить работу, но и сформировать имидж ведомства», – комментирует действия губернатора эксперт. При этом Иларионова допускает, что публичная критика последовала после того, как приватные увещевания не достигли цели. «Ответы граждан – это то, что должно быть на контроле и в поле зрения высших руководителей, потому что здесь реализуется законодательство, а закон очень четко устанавливает сроки: ответ нужно дать в течение месяца. И, конечно, надо понимать, что просто так что-то клянчить у органов власти простой человек не пойдет. Мне кажется, в этой сфере ответов на обращения граждан накопилось очень много проблем, и если публичный разнос со стороны губернатора поможет исправить эту проблему, то почему бы нет?» – добавила профессор.
Полностью
материал читать здесь:
Сертификат после конференции
По
завершении конференции «Этнические
меньшинства в истории России» коллеги
из Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина
прислали сертификат участия профессору Татьяне Иларионовой. Спасибо!
среда, 10 ноября 2021 г.
Диалог с Мартином Шульцем
9 ноября в «Балчуг-Кемпински»
прошло грандиозное мероприятие, приуроченное к визиту в Москву нового главы
Фонда им. Фридриха Эберта Мартина Шульца. Это тот самый Шульц, который длительное время был председателем Социал-Демократической партии Германии и Президентом
Европейского парламента. Организовали «Forum im Dialog mit Martin Schulz» Германо-Российский форум и Российско-Германская
внешнеторговая палата. Они кстати, в торжественной обстановке подписали друг с
другом договор о сотрудничестве.
Однако все
собрались, ясное дело, не из-за этого. Было обещано выступление Мартина Шульца
и последующая с ним подиумная дискуссия. Среди собравшихся – ученые и
бизнесмены, политики и дипломаты, выпускники германских программ и молодые
участники двухсторонних обменов. Среди приглашенных была профессор Татьяна
Иларионова.
С
приветствием выступил посол Германии в России фон Гайр.
А затем был
Шульц. Выступление гостя оказалось блестящим примером риторики и политики, ума
и чувства. Зажег!
Он начал с
того, что напомнил, что такое для немцев
9 ноября. В 1918 году – революция в Германии и следом - конец Первой мировой
войны. В 1938 году – кошмарная «Хрустальная ночь» и фашизм. В 1989 году –
падение Берлинской стены. Все эти событии, особенно близкое нам по времени 9
ноября 1989 года, - значимые вехи для всех, для немцев в первую очередь
(кстати, вспомнилось почему-то про еврейское 9 ава). Шульц подчеркнул, что для
живущих сейчас в Центре Европы немцев мирное время - настоящий Glücksfall, нужно бороться с угрозами и
сохранять мир.
Сегодня
единственная государственная форма в Европе – демократия. По этой линии есть
разногласия с Россией. Он вспомнил также горячие денёчки холодной войны, когда державы вышли на пик
противостояния. И что их спасло? Gespräche! Начали вести диалог друг с другом –
стали друг друга понимать.
Еще одна запомнилась
его идея: в мире нет больше Bipolarität,
мир теперь многополярный. И это нужно принимать в расчет и во взаимодействии с
партнерами.
Мартин Шульц
прошелся и по многим другим проблемам. Остановился также на деятельности политического
Фонда им. Фридриха Эберта, которым он теперь руководит. В России, отметил он,
принимаются законы, которые подобные большие известные иностранные фонды ставят
под подозрение, уж не ведут ли они подрывную против России деятельность. Фонд
работает в России 30 лет.
Да пусть
продолжится эта история!
Это был восхитительный
спич. Ни одной оговорки, ни одного слова-паразита, ни одного неточного
выражения. Мастер – и всё тут!
После действа
был прием. Все так изголодались по общению (и даже не по еде), что разговоры
слились в общий гул и смех.
Как хорошо
забыть о пандемии!
воскресенье, 7 ноября 2021 г.
Конкурирующие меньшинства
4
ноября, в День народного единства, в дистанционном формате прошла конференция «Этнические
меньшинства в истории России», которую организовали Ленинградский государственный
университет имени А.С. Пушкина, Белорусский государственный университет, Bayerisches Kulturzentrum
der Deutschen aus Russland - Баварский
центр культуры немцев из России. На связи были ученые из России, Германии,
Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Украины. Всего – около восьми десятков
участников. Подавляющее большинство докладов
и сообщений было на тему немцев в России до революции, в советское время и теперь. В
конференции приняли участие известные историки и этнологи. Главным
организатором форума стал Владимир Николаевич Шайдуров, доктор исторических наук, доцент, зав.
НОЦ исторических исследований и анализа Ленинградского государственного
университета им. А.С. Пушкина.
С первым докладом на пленарном заседании выступила профессор Татьяна
Иларионова. Она остановилась на проблеме сходства и различий немцев и евреев в
России до 1917 года, соперничестве,
конкуренции двух национальных общин.
Вот тезисы ее выступления:
Немцы, приглашенные на
жительство в империю либо попавшие вследствие победы Петра I в Северной
войне и «пришедшие» вместе с территориями прибалтийских провинций, имели
серьезное правовое положение, их привилегии защищались многочисленными
внутренними указами и распоряжениями, а интересы лифляндских, эстляндских и
курляндских баронов были закреплены еще и в Ништатском мире, по которому
сохранялось традиционное местное самоуправление, не говоря уже о земельных и
прочих преференциях.
Евреи тоже России «достались»
вместе с землей. Однако это приобретение на протяжении веков после раздела Речи
Посполитой в 1772-1795 гг. признавалось как совершенно нежелательное, как
такое, с чем страна получила массу проблем.
Положение немцев в
России было крепким еще и потому, что немецкоговорящее пространство в Европе в XVIII веке – это
десятки больших и малых государств,
которые активно участвовали в международной брачной политике: невест из германских королевских
домов активно сватали за монархов по всему миру, создалось благодаря этому уже
в том же XVIII веке своего рода мировое правительство – все правящие дома
были в определенном родстве друг с другом, и доминирующую роль в них играли
люди с немецкими корнями. В России все российские императоры были связаны с
германскими княжествами узами родства, гордились этим.
У евреев не было своего
государства, и это серьезным образом отражалось на судьбе народа: они не могли
даже рассчитывать на то, чтобы войти в элитарные слои общества, тем более
породниться с царями.
На
протяжении XVIII,
XIX и начала ХХ веков, не евреи определяли
положение немцев, а, напротив, немцы определяли положение евреев. Хотя в их
судьбах, как это ни странно, было и много общего.
Особое
экономико-политическое положение немцев и евреев было закреплено в их правовом
положении: ни немцы, ни евреи в Российской империи не были крепостными, что в сословном обществе кажется безусловной
привилегией.
Для
евреев Екатериной II
была создана «черта оседлости» - территория современных Украины, Белоруссии,
части западных областей России, откуда практически не было никакой возможности выбраться – ни для жительства и работы в
других губерниях империи, тем более в столичных городах, ни для учебы в
училищах и университетах.
Городские
немцы не знали подобного рода ограничений, однако колонисты, которые приехали
на Волгу в XVIII
веке и позже в Причерноморье, так же были фактически лишены свободы
передвижения, для них колонии были сродни еврейской «черте оседлости».
По
единому механизму возникали и городские национальные кварталы: Немецкая слобода
в Москве, как и еврейские улицы в европейских столицах или российских
местечках, регулировались государственными установлениями, в них в то же время
жители могли вести жизнь в соответствии с собственными традициями: и у немцев в
Москве, и у евреев в местечках сохранялась привычка носить свою национальную
одежду, развивать свою экономику – держать лавки с товарами, нужными для
общины, касалось ли этой продуктов питания или других предметов повседневного
или длительного пользования.
Немцев и
евреев в России роднило и то, что обе национальные общины были еще и общинами
религиозными. Точно так же, как евреи цепко держались за иудаизм, видели в
соблюдении традиций единственный путь
сохраниться как народу, приверженность к лютеранству и католичеству у
немцев была в числе абсолютных приоритетов.
Высокая
религиозность делала обе общины на фоне прочих российских народов высоко
образованными – Библия лежала в основе всех духовных и материальных практик,
эта книга – на иврите Ветхий Завет у евреев, на немецком Ветхий Завет и
Евангелие у немцев-лютеран – была хранительницей языка, побуждала учиться. Дети
и в еврейских местечках, и в немецких колониях обязательно посещали школу –
задолго до того, как ее начали организовывать в русских селениях народовольцы.
«Ученое простонародье» - так можно было бы охарактеризовать обе национальные общины.
Показательно, насколько похоже
решались вопросы управления общинами: и у евреев, и у немцев было своего рода
самоуправление - кагалы у евреев и
форштегеры у немцев, которые отвечали перед властями за проведение
имперской политики и представляли интересы общин в контактах с губернскими
чиновниками, на них возлагалось проведение и самых гнусных акций, например,
именно кагалы были ответственны за отправку в армию при Николае I кантонистов – еврейских мальчиков, которых отнимали у семей, не
способных заплатить за то, чтобы детей оставили дома.
Кстати,
эмиграционные пути у российских евреев и российских немцев будут в конце XIX – начале XX века одни и те же: свои врата им откроет
Америка, и многие бросят Россию, чтобы попытаться найти свое счастье за океаном…
Статья с изложением этих и
других идей была опубликована:
Иларионова Т.С. Конкурирующие
меньшинства: немцы и евреи в Российской империи (сравнительный анализ)//Этнические
меньшинства в истории России: материалы Второй междунар. науч. конф. / отв.
ред. В.Н. Шайдуров. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2021. – С. 43-50.- 0,4 п.л.