воскресенье, 7 ноября 2021 г.

Конкурирующие меньшинства

 


4 ноября, в День народного единства, в дистанционном формате прошла конференция «Этнические меньшинства в истории России», которую организовали Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Белорусский государственный университет, Bayerisches Kulturzentrum der Deutschen aus Russland - Баварский центр культуры немцев из России. На связи были ученые из России, Германии, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Украины. Всего – около восьми десятков участников.  Подавляющее большинство докладов и сообщений было на тему немцев в России  до революции, в советское время и теперь. В конференции приняли участие известные историки и этнологи. Главным организатором форума стал Владимир Николаевич Шайдуров, доктор исторических наук, доцент, зав. НОЦ исторических исследований и анализа Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.

С первым докладом на пленарном заседании выступила профессор Татьяна Иларионова. Она остановилась на проблеме сходства и различий немцев и евреев в России до 1917 года,  соперничестве, конкуренции двух национальных общин.

Вот тезисы ее выступления:

Немцы, приглашенные на жительство в империю либо попавшие вследствие победы Петра I в Северной войне и «пришедшие» вместе с территориями прибалтийских провинций, имели серьезное правовое положение, их привилегии защищались многочисленными внутренними указами и распоряжениями, а интересы лифляндских, эстляндских и курляндских баронов были закреплены еще и в Ништатском мире, по которому сохранялось традиционное местное самоуправление, не говоря уже о земельных и прочих преференциях.

Евреи тоже России «достались» вместе с землей. Однако это приобретение на протяжении веков после раздела Речи Посполитой в 1772-1795 гг. признавалось как совершенно нежелательное, как такое, с чем страна получила массу проблем.

Положение немцев в России было крепким еще и потому, что немецкоговорящее пространство в Европе в XVIII веке – это десятки  больших и малых государств, которые активно участвовали в международной брачной  политике: невест из германских королевских домов активно сватали за монархов по всему миру, создалось благодаря этому уже в том же XVIII веке своего рода мировое правительство – все правящие дома были в определенном родстве друг с другом, и доминирующую роль в них играли люди с немецкими корнями. В России все российские императоры были связаны с германскими княжествами узами родства, гордились этим.

У евреев не было своего государства, и это серьезным образом отражалось на судьбе народа: они не могли даже рассчитывать на то, чтобы войти в элитарные слои общества, тем более породниться с царями.  

На протяжении XVIII, XIX и начала ХХ веков, не евреи определяли положение немцев, а, напротив, немцы определяли положение евреев. Хотя в их судьбах, как это ни странно, было и много общего.

Особое экономико-политическое положение немцев и евреев было закреплено в их правовом положении: ни немцы, ни евреи в Российской империи не были крепостными, что в  сословном обществе кажется безусловной привилегией.

Для евреев Екатериной II была создана «черта оседлости» - территория современных Украины, Белоруссии, части западных областей России, откуда практически не было никакой возможности  выбраться – ни для жительства и работы в других губерниях империи, тем более в столичных городах, ни для учебы в училищах и университетах.

Городские немцы не знали подобного рода ограничений, однако колонисты, которые приехали на Волгу в XVIII веке и позже в Причерноморье, так же были фактически лишены свободы передвижения, для них колонии были сродни еврейской «черте оседлости».

По единому механизму возникали и городские национальные кварталы: Немецкая слобода в Москве, как и еврейские улицы в европейских столицах или российских местечках, регулировались государственными установлениями, в них в то же время жители могли вести жизнь в соответствии с собственными традициями: и у немцев в Москве, и у евреев в местечках сохранялась привычка носить свою национальную одежду, развивать свою экономику – держать лавки с товарами, нужными для общины, касалось ли этой продуктов питания или других предметов повседневного или длительного пользования.

Немцев и евреев в России роднило и то, что обе национальные общины были еще и общинами религиозными. Точно так же, как евреи цепко держались за иудаизм, видели в соблюдении традиций единственный путь  сохраниться как народу, приверженность к лютеранству и католичеству у немцев была в числе абсолютных приоритетов.  

Высокая религиозность делала обе общины на фоне прочих российских народов высоко образованными – Библия лежала в основе всех духовных и материальных практик, эта книга – на иврите Ветхий Завет у евреев, на немецком Ветхий Завет и Евангелие у немцев-лютеран – была хранительницей языка, побуждала учиться. Дети и в еврейских местечках, и в немецких колониях обязательно посещали школу – задолго до того, как ее начали организовывать в русских селениях народовольцы. «Ученое простонародье» - так можно было бы охарактеризовать  обе национальные общины.

Показательно, насколько похоже решались вопросы управления общинами: и у евреев, и у немцев было своего рода самоуправление - кагалы у евреев и  форштегеры у немцев, которые отвечали перед властями за проведение имперской политики и представляли интересы общин в контактах с губернскими чиновниками, на них возлагалось проведение и самых гнусных акций, например, именно кагалы были ответственны за отправку в армию при Николае I кантонистов – еврейских мальчиков, которых отнимали у семей, не способных заплатить за то, чтобы детей оставили дома.

Кстати, эмиграционные пути у российских евреев и российских немцев будут в конце XIX – начале XX века одни и те же: свои врата им откроет Америка, и многие бросят Россию, чтобы попытаться найти свое счастье за океаном…

Статья с изложением этих и других идей была опубликована:

Иларионова Т.С. Конкурирующие меньшинства: немцы и евреи в Российской империи (сравнительный анализ)//Этнические меньшинства в истории России: материалы Второй междунар. науч. конф. / отв. ред. В.Н. Шайдуров. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2021. – С. 43-50.- 0,4 п.л.

Комментариев нет:

Отправить комментарий