С
30 июня по 4 июля (да-да, так давно!) в Кемеровской области в рамках
Дней культуры российских немцев в Кузбассе прошла конференция «Вклад
российских немцев в социально-экономическое и культурное развитие Отечества».
Профессор Татьяна Иларионова приняла в ней участие дистанционно. Ее доклад был
посвящен теме: «Исконно русские иностранцы»: немцы-исследователи языка
и культуры народов России». Речь шла о таких гигантах русской, кавказской,
среднеазиатской, дальневосточной этнографии и словесности, как барон Пётр Карлович Услар, Франц Антон Шифнер, Иван Алексеевич Бартоломей, Василий Васильевич Радлов и ряде других. Они
дали многим народам России алфавит (в том числе чеченцам, абхазам, табасаранам
и т.д.), создали первые подступы к национальной истории.
Профессор подчеркнула: исследования чужих языков и культур – настоящий феномен,
когда в одном жаждущим знаний человеке уживаются два начала – охранять свой
дом, обустраивать его и в то же время стремиться в чужие края, путешествовать,
изучать иные языки и культуры. Немцы в России в этом отношении были впереди
всех. Что ими двигало? Тезисы были
такие:
1.
жадный интерес к чужому;
2.
смертная скука от своего (многие из исследователей-немцев
имели титулы, были баронами – и в то же время совершали путешествия, писали
книги);
3.
стремление сделать путешествие своей основной профессией, которая
позволяла бы жить;
4.
надежда стать первыми (в изучении языков и традиций чуждых
народов, в миссии сделать их письменными);
5.
уверенность в необходимости лингвистических и
культурологических исследований для укрепления российского государства, пользе
для его развития и способность под эти проекты выбивать из российской казны
деньги;
6.
очарование открытостью и неизведанностью этой сферы для самых
разных энтузиастов – профессиональных этнографов, этнологов, лингвистов, а также чиновников
местных царских администраций, военных, предпринимателей;
7.
задача вводить в европейскую науку Восток (и Кавказ).
Удивительно
и то, что труды этих немцев, несмотря на репрессии во время и после Великой
Отечественной войны, переиздавались и составляли, как, впрочем, и сейчас
составляют, историческое наследие многих малых народов России.