воскресенье, 29 сентября 2019 г.

А по НТВ было


24 сентября 2019 года на НТВ прошла передача "Своя правда" с Романом Бабаяном, в которой участие принимала участие профессор Татьяна Иларионова.
Речь, как уже мы сообщали, шла об итогах Второй мировой войны и о том, что екй предшествовало, а именно о заключении паката Молотова-Риббентропа. Находились, как всегда люди, которые говорили о мудрости Сталина, этот пакт заключившем. Но профессор придерживается совершенно другого мнения. И полностью передачу можно увидеть здесь:
F

среда, 25 сентября 2019 г.

Гитлер, Сталин, российское телевидение

23 сентября в прямом эфире «Первого канала» в передаче «Время покажет» с Артемом Шейниным, а на следующий день на записи «Своя правда» на НТВ с Романом Бабаяном обсуждалась тема зловредного Запада, ставящего на одну доску фашизм и сталинизм, в этих передачах участие принимала профессор Татьяна Иларионова.

Основные мысли:

1) идет инфляция понятия фашизм, его приклеивают к социально-политическим явлениям, далеким от того, что в ХХ веке было в Германии, а потому своего рода гуманизируют, дедемонизируют  кошмарный режим;
2) пакт Молотова-Риббентропа не просто был заключен 23 августа 1939 года, ему предшествовали переговоры и консультации, суть которых, документы о которых до сих пор от нас скрыты;
3) Сталин не хотел вовсе оттянуть войну, как об этом неустанно пишут теперь проплаченные эксперты и говорит наш МИД, это после войны так ту сделку советская пропаганда стала представлять, а на самом деле Иосиф Виссарионович  хотел вечного мира с Гитлером, хотел дружбы с монстром (сам тоже являясь таковым), и об этом лучше чем что бы то ни было свидетельствует шок от нападения Германии на СССР 22 июня 1941 года - Сталин в ступор впал, на людях не появлялся, и всё именно потому, что не ждал, готов не был; он, видимо, в кремлевской башне хотел отсидеться, думая, какой он хитрый -  направил на Англию и прочих шведов мощь и ненависть Гитлера и подумать не мог, что сам и есть объект ненависти;
4) договоры Германии с Эстонией и Латвией о ненападении накануне войны не о продажности этих государств свидетельствует, а о уже существовавшем к тому моменту сговоре со Сталиным, ведь Гитлер отзывал из балтийских стран по этим договорам немецкое меньшинство, зная, что эта территория отойдет СССР (иначе зачем ему нужно было звать сотни тысяч людей в свой рейх, он их использовать мог как в Данцигском коридоре для решения задач расширения лебенсраума);
5) от дружбы с Гитлером пострадали, прежде всего, десятки и сотни тысяч советских граждан – их как германских шпионов в ГУЛаг в 1930-х годах эшелонами отправляли, а потом вдруг пакт, а  мнимых шпионов даже не потрудились на волю выпустить – так и сидели, а Сталин и Молотов с нацистскими бонзами ручкались;
6) наконец, удивляет, какое сегодня огромное количество людей хочет упрощать наше прошлое, хотя теперь-то, 80 лет спустя, есть все возможности во всем объеме событий и фактов познать ту ужасную эпоху, чтобы не вызывать демонов в день сегодняшний…

Значит, нужно над этим работать дальше, изучать, писать и принимать участие в ток-шоу.  Спасибо, родное телевидение!
"Время покажет" здесь - с 14.00 до 15.00: https://www.1tv.ru/shows/vremya-pokazhet/vypuski/vremya-pokazhet-vypusk-ot-23-09-2019 

воскресенье, 22 сентября 2019 г.

Гумбольдт сегодня


20 сентября в Императорском зале Московского университета прошла конференция, посвященная юбилею Александра фон Гумбольдта. Ее вместе с МГУ подготовило Русское географическое общество, а поддержал Фонд им. Александра фон Гумбольдта. Выступил ректор Виктор Садовничий,  новый посол Германии  Геза Андреас фон Гейр (для него это был практически первый выход в свет). От Фонда им. Александра фон Гумбольдта был давний его сотрудник, друг России Штеффен Мелих. Выступили российские и германские профессора.
Было очень интересно. Помимо новой информации о жизни Гумбольдта и его поездке по России, присутствовавшие, а среди них была и профессор Татьяна Иларионова, смогли понять масштаб организаторской деятельности немецкого ученого – ведь это именно он сформировал первые международные сети метеонаблюдений. Века прошли, а наблюдения за природой ведутся и приносят свою неоценимую пользу человечеству.
Штеффен Мелих показал статистику, сколько ученых из России в последние годы получило исследовательские стипендии для работы в Германии – слезы! Если в 1990-х сотни молодых российских ученых предлагали замечательные идеи и находили германскую поддержку, то в 2014 году было всего 37 антрагов  и из них получили стипендии только пятеро, в 2015-м из 44-х - девять, в 2018-м из 27-и - восемь.  Если как-то описывать катастрофу российской науки – то в этих цифрах.
В кулуарах речь шла и о приказе Миннауки по поводу предписания  российским ученым стучать  о своих контактах с иностранцами. Германские собеседники так характеризовали перспективу: если в России подобный порядок начнет действовать, то все научные и образовательные связи закончатся, ни один германский профессор не станет иметь дело с людьми, которые потом будут обязаны какие-то отчеты или доносы на них писать.
Короче: Гумбольдт, вернись! Ведь даже тогда, когда был царизм и крепостное право, маразм оставался в рамках приличия...

пятница, 20 сентября 2019 г.

Моя германская история-37. Траты.Питьё-3

Фото из Интернета
Есть устоявшиеся понятия: итальянское вино, французское вино, даже австралийское вино. И только в немецком языке есть Deutscher Wein. Для русского уха «немецкое вино» - это просто ни о чем. Но зато рейнское или мозельское…
Германия - виноградный край. Это дело сюда принесли еще римляне. Воины-эпикурейцы с Юга научили дикие племена возделывать лозу. И сегодня вид виноградников по берегам Мозеля запоминается - на склонах уступами карабкаются вверх к солнцу и дождям невысокие кусты, опирающиеся на проволочные сетки.  
Немцы любят пить вино в местах его рождения. Развился аграрный туризм, когда из Майнца, например, отправляются горожане на природу попить местного вина.
Немцы любят пить вино. И это часто бывает не только цивильно и приятно, но и алкоголично тоже. По потреблению крепких напитков жители Германии не на последнем месте в Европе. В Германии можно за руль после незначительно выпитого, что, безусловно, влияет.
В ходу и крепкий Korn. Это разновидность нашей водки, но и русскую водочку с удовольствием немец примет на грудь. По крайней мере, этот традиционный сувенир из России с интересом и благодарностью у вас примут.
Но в Германии никогда не было вытрезвителей. Значит, до сущих безобразий люди не доходят, а если такое и случается, то это или дома, или в полиции, или в больнице лечится. Наверное, спасение все-таки в закуске, потому что вино и отменный стейк или стопка корна и внушительный айсбайн нейтрализуют друг друга, делая выпивку не очень обременительной для окружающих. Хотя не раз приходилось видеть шумные и пьяные немецкие компании. Но они, конечно, совершенно не идут ни в какое сравнение, например, с орущими пьяными датскими идиотами.

Без алкоголя Германию нельзя себе представить. Быть среди немцев и не попить их вина - ну зачем тогда быть среди немцев? И это не злобная пропаганда порока, а свидетельство того, что наслаждаться жизнью в разных ее проявлениях умеют по всему миру. И в Германии тоже!

И опять "Время покажет"

19 сентября с 14.00 до 15.00 в прямом эфире «Первого канала» в программе «Время покажет» с Артемом Шейниным обсуждалась тема… Какая же обсуждалась тема? Начали с вопроса, могут ли россияне эффективно работать или им палка всегда нужна, а ушли невесть куда.
За пультами стояли Дмитрий Некрасов и Сергей Кургинян. И их несло, если в переводе на простой язык их длинные спичи дать, то один говорил, что прежде всего человек, а какой будет страна - дело десятое; другой - что главное чугун и госграница, а благополучие человека - потом, потом, потом…
В программе принимала участие профессор Татьяна Иларионова. И ее голосок слабо прозвучал: не может быть эффективной страна, если в ней нет эффективных людей, а (тут договорить не дали) эффективный человек - это человек в благополучии, с достойной жизнью. Смешно же: величие страны есть, а бедных, обездоленных, без жизненных перспектив - полным полно…

Полностью запись на сайте: https://www.1tv.ru/shows/vremya-pokazhet/vypuski/vremya-pokazhet-vypusk-ot-19-09-2019

понедельник, 16 сентября 2019 г.

Время показало

Сегодня, 16 сентября, политическому ток-шоу «Время покажет» на «Первом канале» исполнилось пять лет. Юбилей встретили в дебатах. И программу назвали в прошедшем времени - «Время показало». Что оно показало, это прошелестевшее мимо нас, сверкнувшее нам в лицо, ветром нас обдавшее  время? Речь шла о том, что в стране и в людях изменилось за этот срок. В передаче в прямом эфире участие приняла профессор Татьяна Иларионова. Полная версия здесь: https://www.1tv.ru/live?s=1568625390 - с 14.00 до 15.00.
Участники говорили, что присоединение Крыма сплотило народ. И только робкий голос профессора раздался в защиту тех, кто за это время потерял работу, кто еще больше стал зависеть от государства и его бюджета в сфере занятости, кто погряз в кредитах и перебивается еле-еле из-за низких зарплат. Этот российский раздвоенный мир сохраняется и вызывает разочарование у большого количества людей.

Вел программу, как всегда, Артем Шейнин. Живёхонько. Обещал проверить прозвучавшие прогнозы через пять лет, когда в сентябре 2024 года снова будет делать «Время показало». 

воскресенье, 8 сентября 2019 г.

Моя германская история-36. Траты. Питьё


Немцы любят пиво. Вряд ли для кого-то это новость. И писать даже на такую заезженную тему не хочется. Но пиво (и всё, что с ним связано) поглощает значительную часть бюджета обычной немецкой семьи. Пиво, конечно, не водка, но мал-помалу набраться можно. И поиздержаться тоже.
Пиво на немецком столе присутствует повсеместно. Даже в винных регионах пить пиво принято и любят. Интересно, что, как и всякая другая затяжная и затягивающая традиция, питье пива сопровождается множеством разных других фишек. Так, настоящая индустрия – производство пивных кружек. Даже там, где нет своего пивоварения (что себе трудно представить), обязательно в качестве сувенира предложат туристу кружку с гербом города. Кружки делают всех и всяческих видов и форм. Особенно в ходу серьезные ёмкости – на 0,7 или литр. Баварские пивные славятся именно такими.
Кроме того, в каждом ресторане или пивной есть картонные подставки под пиво. Это или реклама сорта пива, или лейбл заведения. В век, когда медленно, но верно погибают коллекционеры марок и спичечных этикеток, собирание картонных квадратиков и кругляшей под пиво по-прежнему процветает. Есть общества любителей этого вида собирательства, ну и, конечно, огромные коллекции, любовно составленные почитателями национального напитка. На любом германском блошином рынке обязательно наткнешься на лоток с этими коллекционными сокровищами – время от времени коллекции нужно обновлять, ну или доставшиеся от деда просто загнать другим таким же любителям.
Но самым большим пивным предприятием является, конечно, биргартен. Это традиция пить пиво на свежем воздухе, за длинным столом, под легким навесом. Кажется, биргартены пошли из Баварии, но сегодня такого рода питиё полюбилось и в России. Наверное, американское барбекю тоже как-то в родстве с биргартеном, потому что американцы, как известно,  всей душой  полюбили застолье под синим небом, правда, там собственно пиво было потеснено жареной  на открытом огне всякой всячиной и вином.
Пиво – немецкое ремесло. И немцы принесли этот вид экономической деятельности и в Россию, и в Америку. В США «сухой закон» был в свое время временем борьбы с немецким предпринимательством. Но, как мы знаем, в конце концов победила дружба. И пиво.

среда, 4 сентября 2019 г.

О бедном Зеленском замолвите слово

На «Первом канале» во вторник, 3 сентября, был прямой эфир программы «Время покажет». В действе (а там использовался новый формат - ведущий и всего пять экспертов) приняла участие профессор Татьяна Иларионова. Вел Артем Шейнин. Речь шла о прошедших 100 днях президентства на Украине Владимира Зеленского. Были разные позиции. Так, профессор Татьяна Иларионова говорила о том, что глава соседнего государства своим предшественником поставлен в непростые политические условия, и ему требуются нестандартные шаги, новая система координат, чтобы решить горячие проблемы украинского общества.
И ведущий, и эксперты сошлись во мнении, что пока мы еще всего Зеленского не увидели, что его политика целиком не ясна, что он будет предпринимать усилия изменить отношения с Россией, но какие и как именно - время покажет.
И эксперты, и, особенно, ведущий были на высоте. Можно как угодно относиться к  Шейнину и его манере вести передачу, но он профи - слов нет. И, конечно, за этим стоят огромная подготовка и кураж. Этого не купишь, это не вызубришь. И, чего уж там:  телевидение ужас как захватывает!
Полная версия программы здесь - с середины записи:

четверг, 29 августа 2019 г.

«Давыдов.Индекс» об Instagram


Экспертная команда «Давыдов.Индекс» обратилась сегодня за комментарием к профессору Татьяне Иларионовой по поводу того, как  и зачем губернаторы используют Instagram. И вот что из этого вышло: https://davydov.in/politics/imitacii-obratnoj-svyazi-ili-zachem-rossijskomu-gubernatoru-instagram/ 

Марии Мстиславской спасибо!
И полная версия текста:

 

Имитации обратной связи, или зачем российскому губернатору Instagram

Российские губернаторы и временно исполняющие обязанности глав регионов используют Instagram активнее других социальных сетей для презентации своей деятельности населению, заключили эксперты фонда «Петербургская политика». Как пояснил газете «Коммерсантъ» руководитель фонда Михаил Виноградов, Instagram сейчас в моде. Кроме того, он удобен небольшим объемом контента и возможностью его визуализировать.
В то же время опрошенные изданием эксперты высказали мнение, что социальные сети так и не сделались инструментом обратной связи и не позволяют населению влиять на принятие чиновниками тех или иных решений.
О том, дают ли социальные сети обратную связь или только имитируют ее, а также о том, чем в этом отношении примечателен Instagram, что толкает к использованию преимущественно этой социальной сети и позволяет ли чиновникам активность такого рода снизить градус недовольства населения, рассказала Татьяна Иларионова, профессор кафедры государственного и муниципального управления Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС.
«Instagram отличается от других социальных сетей, например, от того же Facebook, тем, что там публикуются в основном картинки, а не тексты. Поскольку у нас многие плохо пишут, особенно по-русски, Instagram для них – замещающая технология, которая вроде бы дает возможность проявить активность, прикладывая минимум усилий. С моей точки зрения, дело именно в этом. Ведь Facebook предлагает и формат лонгридов, когда можно публиковать и фотографии, и большие тексты, и видео – все на свете. А Instagram – это «облегченный» вариант социальной сети.
Instagram привлекает не только губернаторов или других крупных чиновников – им пользуются достаточно широкие слои населения. Многие молодые люди и даже люди средних лет, публикуя своего рода «отчеты о жизни», предпочитают делать это именно в Instagram. Картинку им разместить проще, нежели выразить словом то, что произошло, описать событие. Так что Instagram имеет достаточно существенную аудиторию.
В Instagram есть лидеры общественного мнения, на страницы которых подписаны миллионы людей. Авторы таких страниц пользуются своей популярностью в том числе для того, чтобы капитализировать свой успех – размещать, например, рекламу. Или же проявляют социальную активность, зная, что об этом прочтут их подписчики. Словом, Instagram – влиятельная сила. Можно по-разному относиться к тому, что именно там постят, но эта сеть – явление, с которым государство в целом и его отдельные члены в частности должны считаться.
Что же касается глав регионов, я думаю, что использовать Instagram и другие социальные сети их сподвигает не столько их положение, сколько пример того же [президента США Дональда] Трампа. В информационное пространство ежедневно забрасываются сведения о том, что Трамп что-то запостил, масса людей пришла на его страницу, прочла это и заговорила об этом, да еще и все медиа обсуждают суть. На мой взгляд, пример Трампа – самый действенный и больше, чем что-либо иное, подталкивает быть активным в Сети.
Что же касается возможности обратной связи через социальные сети и ее имитации… Мне кажется, люди, которые сегодня занимают посты руководителей регионов, не умеют общаться с народом. Могу сказать как человек, работа которого связана с подготовкой кадров для государственного и муниципального управления, что, к сожалению, коммуникативные навыки даже у студентов нашей академии очень слабы. Не говоря уже о тех, кто долгие годы работал в аппарате и не сталкивался напрямую с необходимостью идти к людям и разговаривать с ними, как это происходило, например, в 1990-е годы.
Проблемы с коммуникацией у губернаторов огромны. Мы видим, что сколь бы острая ситуация в регионе ни возникла, все связано с этим. Либо губернатор не то слово употребит для характеристики ситуации и вызовет возмущение, которое потом выплескивается через край, либо просто окажется не в состоянии выйти и поговорить с людьми. Ведение страницы в социальных сетях – в некотором смысле замещение настоящей управленческой работы, когда нужно использовать прямые контакты с населением для обсуждения проблем. Наши губернаторы хотят облегчить себе жизнь; они используют для этого и такие способы. Так что это действительно имитация обратной связи, но не в силу особенностей социальных сетей, в силу особенностей самих губернаторов.
И это беда не отдельных чиновников: сам механизм подбора людей на должности, социальный лифт выстроен таким образом, что не учитывает многие качества, которые были бы полезны на этих должностях. В результате происходит отбор по данным, которые нужны для аппаратной жизни, а не для публичной. Даже в губернаторском корпусе у нас немало немедийных персон. А что значит «губернатор – не медийная персона»? Это значит, что он никак не заявляет о себе в публичном пространстве, довольствуется тем, что кто-то ведет сайт с новостями от администрации. И все.
По моему мнению, истории с утратой обратной связи уже лет 15. Все это время недостаток коммуникации между людьми, занимающими должности, и электоратом увеличивался. К примеру, когда создавалась Общественная палата, требовалось, чтобы какой-то новый представительный орган активизировал связи власти и народа. Но в Общественной палате пришли к заключению, что она нужна не для того, чтобы решать конкретные вопросы конкретных людей, а для того, чтобы улучшать законодательство, советовать что-то власти. И в результате конкретная нужда человека была отодвинута на обочину, перестала интересовать кого бы то ни было. Сегодня человек, столкнувшийся с проблемой, может ходить по инстанциям годами и не добиться решения.
За эти 15 лет стали внедряться разные информационные технологии, однако они удивительным образом не исправили ситуацию. Поначалу, если помните, было обязательным, чтобы министры, губернаторы вели прием населения. Но все это было отброшено, заменено эрзацами. Появились, например, «горячие линии» или «телефоны доверия», обозначающие, что губернатор все время на связи. На деле все знают, что он не на связи, что есть сонм помощников, через которых пробиться невозможно. А ведь дело даже не в желании граждан попасть на прием – человека интересует, чтобы была решена его проблема. Если она не решается на низовом уровне, только тогда он идет наверх. И натыкается на «горячую линию», которая отодвигает его с его конкретными нуждами еще дальше.
Поэтому скажу так: проблема размещения постов в Instagram многослойна и затрагивает существо нынешней связи человека со своей властью. Из-за просчетов в этой связи человек в конечном итоге задается вопросом: «А моя ли это власть, если я бьюсь над решением проблемы и ничего не могу сделать?». А «контакты» власти с электоратом в социальных сетях – это эрзац общения, они не снижают градус социальной напряженности. Наоборот, могут даже способствовать ее росту – как вы знаете, негативная информация всегда воспринимается как более важная. Губернатор может долгое время рассказывать, как поднимает с колен свой регион. А потом неудачно что-то напишет или скажет – и его репутация может оказаться под угрозой. Потому что он в Instagram, или в Facebook, или на каком-то мероприятии в присутствии прессы высказался не так.

Хотя люди учатся равнодушно относиться даже к этому. Вспомните недавнюю историю с пресс-секретарем губернатора Иркутской области (в социальных сетях распространилась запись ее высказываний о жителях затопленного Тулуна с бранью в их адрес – прим. ред.). Для обывателя даже неважно, говорила ли она в действительности фразу, которая вызвала возмущение – важно, что мы сейчас видим, как человека выводят из-под удара. Был ли там монтаж записи, как утверждали, не было ли – ее не сдают», – объяснила Татьяна Иларионова.

четверг, 22 августа 2019 г.

Моя германская история-35. Траты. Питьё


Поговорили о еде, теперь нужно о питье.
Немцы любят два вида напитков: веселящие и бодрящие. К первым можно отнести все алкогольное, ко вторым – кофе.
Да-да, в отличие от родственников, переселившихся на Британские острова, саксы на континенте – и шире – немцы – спокойно относятся к чаю. Никаких файф-о-клок. Зато кофе они полюбили всей душой. Кофе можно выпить и дома утром (с булочкой), и на работе в перерывах и в обед, и на людях в забегаловке или ресторане вечером.
Кстати, рестораны очень даже понимают человека, который просто зашел попить кофе. Никто не будет говорить: а что еще? Кофе – так кофе, хотя у нас еще и пирожные есть, и нога свиная…
Кофе выглядит в Германии очень интернационально:  на любых деловых переговорах с иностранцами обязательный напиток.
Немцы изобрели множество кофемашин. И серьезные фирмы, типа «Bosch» или  «Siemens», охотно ставят свое имя на эти приборы уюта и досуга. Нет в Германии ни одной съемной квартиры, чтобы там не было какой-то из моделей этих устройств. Все офисы в обязательном порядке упакованы этими инструментами приведения персонала в бодрое состояние.
Кофе - очень социальный напиток, его попивая, приятно вести беседу, с чашечкой кофе и одному вполне прилично сидеть и читать газету и компанией громко обсуждать дела.
Бизнес чутко реагировал на запросы клиентов. Как в Америке в пору путешествия Ильфа и Петрова в аптеках распространились завтраки по номерам – и было это по всей стране, так и в современной Германии обязательно в людном месте магазины «Tchibo», где можно выпить одноименный кофе, а также купить пачку-другую с собой, ну и  к ней всякую всячину.  Компании уже семь десятков лет, и родом она из Гамбурга.
Немцы значительно усовершенствовали сырье для напитка, именно здесь изобрели самые разные способы прожарки, которые стали потом брендами.
В Интернете можно найти интересные сайты – как раз про немцев и их кофе (вот один из них - https://bengusta.com.ua/blog/geography/nemezkiy-kofe-part1/)