В завершение октября 2016 года в
Москве проходила 16-й Международная научная конференция «Немцы России в
общественно-политической жизни страны (XVIII–XXI вв.)», она была в рамках
XIV Форума немцев России: «25 лет. Вместе созидаем
будущее!». Форум был приурочен к четвертьвековому юбилею Международного союза немецкой
культуры.
Конференцию 28 октября открыли
два доклада – профессора Аркадия Германа «Политические факторы в жизни
российских немцев (XVIII–XXI вв.)»
и профессора Татьяны Иларионовой «Острова свободы»: общественные организации и
газеты российских немцев до 1917 года и после 1991 года (сравнительный
историко-философский анализ)».
«Островами свободы», по мысли
Татьяны Иларионовой, были отдельные общественные объединения
немцев (в условиях антинемецких кампаний и преследований, запретов немецкого
языка и культуры), реклама в тотально задавленных цензурой немецких газетах до
революции, «кухонные» разговоры и самиздат в советское время. Профессор
отметила, что при рассмотрении существования институтов свободы в условиях
государственного насилия, тоталитаризма хочется спорить с Александром
Солженицыным: ГУЛаг не был «архипелагом», он был морем
разливанным, океаном, поглотившим страну, а «архипелагом», отдельными жалкими
островками были разрозненные свободы, еле-еле сохранявшиеся в общественной
жизни – свобода мысли (только наедине с собой), свобода слова (в узком кругу),
свобода собраний (больше трех нельзя)...
Сегодня пространство свободы
опять сжимается. И это видно на примере и организаций российских немцев. Было
когда-то много самых разных, остался только Международный союз немецкой
культуры с порослью зависимых структур. За 25 лет МСНК демонстрировал свое
развитие, мимикрию, живучесть, но все остальные – нет.
В развернувшейся затем дискуссии
основных докладчиков сразили два прозвучавших вопроса. Один касался цензуры:
неужели немецкая пресса была так подавлено ею? Оказывается, люди вообще не
знают, что любимая всеми ими Екатерина II, насмерть испугавшись «Путешествия
из Петербурга в Москву», а затем и Великой Французской революции, как раз и стала автором новых на постоянной основе действующих государственных органов – цензуры. Эти
органы со временем разрослись, в них охотно служили немцы…
Второй же вопрос приоткрыл в
российских немцах кое-что еще. С пафосом знатока человек с места (а на
конференцию заглянули и гости других юбилейных мероприятий МСНК, проходивших
параллельно) спрашивал: как же смогли и кто именно смог двух нежно друг друга
любивших императоров – германского и российского столкнуть лбами, да так, что они
развязали Первую мировую войну, кто же во время революции пришел в стране к
власти и выгнал трудолюбивых немцев из России? Ясно было, что вопрос этого
яркого представителя российских немцев – о евреях. Просто диву даешься,
насколько укоренился антисемитизм в душе значительного количества наших немцев.
Они искренне полагают, что другой и вполне конкретный народ повинен в разного рода
общественных катаклизмах и бедах.
Наверное,
историки, в первую очередь те, которые занимаются прошлым российских немцев, за это в ответе. Только в
превосходной степени говорят они, например, о Екатерине II, не указывают, что приглашая в Россию
немцев, она особо в своем Манифесте от 4 декабря 1762 года подчеркнула: «А как Нам многие иностранные, равным
образом и отлучившиеся из России Наши подданные, бьют челом, чтоб Мы им
позволили в Империи Нашей поселиться: то Мы Всемилостивейше сим объявлением,
что не только иностранных разных наций, кроме
Жидов, благосклонно с Нашею обыкновенною Императорскою милостию на
поселение в Россию приемлем и наиторжественнейшим образом утверждаем, что всем
приходящим к поселению в Россию Наша Монаршая милость и благоволение оказывана
будет…».
Не было за 25
лет бурной деятельности Ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев ни одного труда членов Ассоциации о таком персонаже, как Вячеслав
Плеве, министр внутренних дел Российской империи, при котором прокатились по
стране отвратительные по своему злодейству еврейские погромы.
И вот –
пожалуйста: встает здоровый, румяный мужик и, не стесняясь, гонит про то, как евреи
обидели немцев в России. Хотя после «девочки Лизы», этими же самыми российскими
немцами, но уже в Германии, поднятой недавно на
щит, удивляться ничему не приходится!
«Острова
свободы» у нас сегодня еще есть. Но
пучина насилия, тоталитарных устремлений, сборище активных дураков разного рода
и тьма провокаторов, того гляди, поглотят этот не демонстрирующий собственной силы и устойчивости «архипелаг»…
А Генриха
Мартенса, председателя МСНК, все поздравили с недавним 60-летием!