Выступает Александр Рар |
В
среду, 19 ноября, прошла российско-германская конференция «Образ России и
Германии в среде общественности двух стран и в зеркале СМИ». Прошла,
разумеется, в Интернете. Но зато с солидным представительством и дипломатов
двух стран (выступили послы бывшие и настоящий – фон Гайр, известные
публицисты, общественные деятели, руководители вузов, руководители медиа).
Вдохновителем мероприятия стало общество «Россия-Германия» и его вице-президент
Анатолий Блинов, известный германист и общественник, а организатором - Фонд им.Розы Люксембург.
С
докладом «Образ Германии в зеркале российских СМИ» выступила главный редактор
научного гумбольдтовского журнала «Россия и Германия» профессор Татьяна
Иларионова. Но она не только на этом самом образе остановилась, в постаралась
рассмотреть проблему шире. Сегодня, как подчеркнула профессор, есть только
четыре топовых темы в материалах СМИ о Германии: «Северный поток-2», Навальный,
Cоvid-19 и миграционное засилье. При этом информационная инфраструктура
огромная:
·
все наши крупнейшие медиа аккредитованы в
Германии, есть 43 российских СМИ,
которые сделали для себя германскую тему основной, есть Интернет и в пакете
платных каналов вещает «Deutsche Welle»,
по-прежнему массовыми тиражами расходятся номера неполитической, хотя уже в
большей степени российской «Burda»,
серьезное инфосопровождение есть у тысяч германских мероприятий в России и т.д. и т.п.);
·
на протяжении последних десяти лет все время
объявляются какие-то спецгода (Российско-Германский Год образования, науки и
инноваций 2011/2012; Перекрестный Год России – Германии 2012/2013; Год
русского языка и литературы в Германии и Год немецкого языка и литературы в
России 2014/2015; Российско-Германский Год молодежных обменов 2016/2017; Российско-Германский
Год регионально-муниципальных партнерств 2017/2018; Российско-Германский Год
научно-образовательных партнерств России и Германии 2018/2020; Перекрестный Год
России – Германии 2020/2021);
·
в России сохраняется большое количество интересантов
в информации из и о Германии,
а
отношения между странами становятся только хуже и хуже, освещение жизни друг
друга – все более однобоким и даже злобным.
Конечно,
в России потребляют новости о Германии в основном на русском языке,
пространство немецкого языка сужается, вместе с этим меньше становится интерес
к стране. Но все равно есть
O
представители общего интереса (все
граждане России)
O
специалисты, вовлеченные в
российско-германские отношения (десятки тысяч)
O
бизнес, ведущий дела с Германией
O
молодежь, намеревающаяся учиться в
Германии
O
российские немцы
O
некоммерческие организации, вузы, ищущие
возможность расширения международного сотрудничества.
Вывод
профессора был закономерен: нынешний информационный курс в отношении Германии
определяется политикой, прежде всего политикой, может быть, только политикой. И
это чревато. Нужно всеми силами стараться сохранить гражданский диалог,
включенность в межгосударственные отношения общественности, независимых СМИ,
чтобы устранить потенциальные риски обрушения связей.
Жаль,
времени на выступление было немного, мыслей было больше, чем времени. Надо про
все эти и другие проблемы статейку тиснуть…
Комментариев нет:
Отправить комментарий