вторник, 3 ноября 2020 г.

Неожиданно: про промышленные академии

 


В ВАКовском журнале «Власть истории – История власти» выходит статья профессора Татьяны Иларионовой «К истории промышленных академий в СССР». Это фактически осколок неосуществленного исследовательского проекта по истории Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Что-то там не заладилось у организаторов, а авторы были уже со своими изысканиями в полном процессе. Татьяна Иларионова подняла тему подготовки управленческих кадров для советской промышленности перед войной в системе промышленных академий, которые можно считать прообразом появившейся значительно позже АНХ.

В статье автор рассмотрела историю создания промышленных академий, конкуренцию наркоматов в организации «своих» академий, принципы набора студентов и слушателей, цели и задачи, которые перед этими учебными заведениями стояли.

Несколько новых идей из статьи.

1)    В 1930-е годы при создании промакадемий речь шла о том (в отличие от сегодняшних целей и задач), чтобы "красные директора" были не только политически грамотными, но и были бы техническими специалистами, обладали бы управленческими навыками. То есть они должны были разбираться в том производстве, которым приходили руководить. Сегодня, как мы понимаем, это далеко не так, потому что возобладало мнение, будто бы общие управленческие навыки заменяют  знание конкретного дела. Конечно, это имело и идеологическую основу: утверждалось, что так называемая система «общего» руководства является тормозом социалистического строительства, ибо техническая безграмотность руководителя — лучшая почва для вредительских организаций.  

2)      11 ноября 1937 г. было принято Постановление Совета Народных Комиссаров СССР № 2000 «О введении штатных должностей и должностных окладов для профессорско-преподавательского состава в вузах». Этот документ повлиял на преподавательскую деятельность, утвердил должности, нормировал труд. Фактически он в своих основных положениях, вошедших позже уже в российские законы и подзаконные акты, действует до сих пор.

3)      Промышленные академии стали новаторами в методах обучения. Именно они начали широко применять заочные формы подготовки кадров, которые заимствовали из-за рубежа.  

4)     Система промакадемий была в одночасье полностью разгромлена. 19 ноября 1940 г. выходит Постановление «Об академиях наркоматов»,  на основании которого все промышленные академии, включая Всесоюзную, ликвидируются. Академии на спасло даже то, что многие из них носили имена Сталина, Молотова, Кагановича, Куйбышева, Фрунзе… Почему это было сделано? Автор делает сопоставление этого события с другими событиями того периода и обращает внимание на то, что 12 ноября 1940 г. министр иностранных дел СССР Молотов в Берлине встречался с Гитлером. 14 ноября он покинул Германию «после трудных переговоров». Эти переговоры обнажили несхожесть, непримиримость позиций двух стран по целому ряду вопросов. Итоги переговоров Молотова в Берлине Политбюро ЦК ВКП(б) обсуждало на своем заседании 15 ноября 1940 г. После этого в СССР принимаются самые разные решения, нацеленные на укрепление новой границы, на интенсификацию производства. На эти новые цели были нужны средства, немалые средства. Многие сугубо гражданские направления деятельности свертываются. 19 ноября 1940 г. промакадемии закрываются.

 Полное библиографическое описание статьи:

Иларионова Т.С. К истории промышленных академий в СССР//Власть истории – История власти. 2020. Том 6. Часть 6. (№24). С. 874-895.- 2 п.л.

Комментариев нет:

Отправить комментарий