Королевский дворец |
С 25 по 29
сентября в румынском Яше (Яссах)
проходила конференция о проблемах миграции. Профессор Татьяна Иларионова
выступила на ней с докладом «Миграция как спасение: к истории немцев и евреев в
России и Юго-Восточной Европы между мировыми войнами». Вот некоторые ее тезисы.
Во-первых, значительное количество
немцев, занимавших государственные и видные общественные посты в России при
царской власти, после Первой мировой войны и Октябрьской революции были
вынуждены эмигрировать. Гражданская война смела целые страты российского
общества, выкосила из России обеспеченных и занимавших видное место в обществе
немцев.
Евреям же
изменения принесли видимые облегчения положения - была отменена черта
оседлости, люди наконец-то получили гражданские права, смогли селиться там, где
они могли и хотели жить. Но это вовсе не уменьшило миграционного
потенциала обширной еврейской общины,
который после массовых притеснений и преследований и, особенно, после
отвратительного, кровавого Кишиневского погрома приобрел характер бегства.
Во-вторых, все «нормальные»
национальные государства пеклись о большом, титульном народе. Для немцев за
пределами Германии и для евреев в странах Европы это означало оставаться в
положении людей второго сорта. Известно, что, например, в Румынии по закону
1934 года на всех предприятиях страны должно было работать не менее 80% румын,
не менее 50% мест в советах директоров также должны были принадлежать румынам
Во дворце несколько музеев, в том числе этнографический |
В-третьих, в конце XIX - начале ХХ века получают расцвет философия и культура, многие
деятели которых встают в ряды национальных пророков. Так, Эрнст Мориц Арндт объяснял
немецкому обществу, что Германия находится везде, где звучит немецкий язык.
Везде, где есть немец, мы находим Германию. Для немецких меньшинств такое
воззрения были политически опасны (как посмотрит на «внутреннюю Германию»
Румыния или СССР), но в то же время морально важно в условиях, когда
национальное давление усиливалось со всех сторон.
На евреев
серьезное воздействие также оказывали
мировоззренческие течения: с середины XIX века укрепляются хасидские кружки, именно в это время видные
лидеры Гаскалы (еврейского
просвещения) начинают сначала обсуждать
в своем кругу, а потом агитировать и привлекать к реализации идеи и известных
людей, и широкую массу соплеменников - речь идет о переселении в Землю обетованную,
в Эрец Исраэль.
В-четвертых, идеи не оставались только
идеями: в межвоенное время растут
надежды евреев в самых разных странах - от России до США, от Германии до Египта
- на обретение своей земли в Палестине. Сионистская идея создания (по
терминологии Декларации Бальфура) «еврейского национального очага» на Ближнем
Востоке являлась сильнейшим «вызывателем» миграции.
В-пятых, миграционные движения
рассматривались некоторыми влиятельными кругами как инспираторы или, напротив,
как амортизаторы революционных движений. Так, Британский кабинет надеялся, что
«выдвинутая им идея создания еврейского национального очага в Палестине
заставит живущих в России евреев способствовать тому, чтобы находившаяся тогда
в состоянии революционной агонии Россия продолжала воевать против Германии на
стороне союзников».
Недалеко от дворца старинная церковь с уникальной резьбой по мрамору |
В-шестых, на развитие событий решающим
образом воздействовала воля и воззрения людей, пришедших к власти в СССР и
Германии. И Сталин, и Гитлер не хотели видеть ни немцев с евреями (Сталин), ни
евреев и другие меньшинства (Гитлер) на территории своих государств.
Т.Иларионовой уже приходилось
высказывать эту мысль публично. И тут еще раз она подчеркнула: ключевым фактором в этой истории стал
фактор самого Гитлера - именно он в первую очередь повинен в том, что случилось
в Германии, приход Гитлера к власти - отправное и самое главное событие Второй
мировой войны.
В-седьмых, и в отношении немцев, и в
отношении евреев тогдашние державы - СССР и Германия, как и в странах
Юго-Восточной Европы, как Румыния, в лице своих «вождей» замышляли репрессивные
акции, депортации.
В-восьмых, особенностью миграции между
мировыми войнами было и то, что если в XIX веке переселения, в частности за океан, предпринимали, в
первую очередь, англичане, ирландцы и немцы, то есть представители коренных
народов европейских стран, народов, обладавших государственностью, то теперь в
путь пускались меньшинства.
В-девятых, в XIX веке Европу
сдвинули с места Соединенные Штаты, открывшие свои границы для миллионов
переселенцев из Европы. Однако ко времени после Первой мировой войны ситуация
коренным образом изменилась, но инерция миграции оставалась, для значительного
количества людей миграция виделась единственным способом к лучшему изменить
свою жизнь. И Германия, ранее не принимавшая зарубежных немцев из-за
особенностей своей правовой системы (майората), и Палестина стали целями новой
волны переселений – массовой миграции зарубежных немцев и европейских евреев.
В-десятых, принуждение эмигрировать, с
одной стороны, было бедствием, трагедией, но с другой - несомненной
привилегией, потому что, как верно заметил
российский историк Н.Ф.Челищев, возможность меньшинств выехать из страны
«превратила всех русских в «туземцев», прикрепленных к советской родине». Миграция в эпоху роста национализма
становилась спасением, возможностью выжить, хотя и потеряв все, ранее
приобретенное, накопленное.
Позже будет
сборник. Еще есть время поработать над заключительным вариантом текста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий