вторник, 25 августа 2015 г.

Про БРИКС с ШОСом

Из печати вышел очередной, 4-й, номер журнала «Государственная служба». В нем опубликован материал профессора Татьяны Иларионовой после саммитов БРИКС и ШОС в Уфе.
Это такой научный репортаж, где, помимо изложения фактов, есть еще и размышления на тему. Размышления критические. Вот, к примеру, выдержка:
«У наших стран совершенно разный «ход времени».
БРИКС – это страны без длительной истории взаимодействия. Нельзя советский этап с короткими периодами теплых отношений с Китаем или Индией сравнивать со связями, какие у России испокон веков были с Германией или Францией. Контакты России с Бразилией или ЮАР вообще оставались эпизодическими. Эти государства находились в орбите иных партнеров, с ними, не с Россией, они на протяжении длительного времени строили свои отношения. То есть БРИКС – это объединение практически с чистого листа.
Более того, Бразилия, Китай, Индия и ЮАР – это не просто новые партнеры, это «заместители» существовавших когда-то. СССР своим основным латиноамериканским союзником считал Кубу. Сегодня мы видим, что прежние связи нарушены, более того, кубинское правительство налаживает диалог с Соединенными Штатами. В Юго-Восточной Азии опорой советской политики десятилетиями был Вьетнам. Он остается и сегодня в ряду наших экономических пропонентов. Но все же ранее наблюдавшейся тесной кооперации уже нет. Противник Вьетнама в недалеком прошлом – Китай сегодня предпочтительнее в качестве партнера для нашей страны, как и Индия. Похожая картина и на африканском континенте: Россия практически отказалась от тесного сотрудничества с Анголой и Мозамбиком – странами, которым в свое время СССР оказывал массированную поддержку, выбор сделан в пользу экономического лидера Африки южнее Сахары – ЮАР».
Или вот сентенция:
«Саммиты продемонстрировали явный энтузиазм участников крепить организации, развивать сотрудничество. Новое очень часто кажется более притягательным, интересным, способным на большее, чем старые, давно действующие институты и структуры. В ходе уфимских встреч можно было часто слышать, что БРИКС более свободна в принятии решений, легче воспринимает вызовы времени, быстрее реагирует на возникшие ситуации.
Отчасти это верно. Отчасти это является страховкой от центробежных сил. Однако всякие новые организации со временем теряют свою свежесть и привлекательность. И нужно будет прилагать усилия для того, чтобы мотив объединения и совместного развития оставался столь же сильным, как и сейчас.
И тогда ключевую роль начинают играть те глубинные основания, которые могут быть цементирующими для объединения. Общее у Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики то, что они, как это когда-то было сказано по отношению к Сингапуру, являются в значительной степени «государствами-няньками», где «правительство будит вас по утрам, присматривает за вами в течение дня, а с приходом ночи укладывает спать» [Плейт Т. 2012. С. 26]. Другими словами, это страны с особой ролью управления, представлениями о прямой демократии, это страны, в которых так и не произошло полного укоренения институтов администрирования европейского образца, где по-прежнему сильны национальные особенности в строительстве отношений власти и граждан, а потому действуют самые разные механизмы регулирования коммуникаций в обществе, саморазвития экономики, поддержания рыночной среды, реализации культурных проектов».
Выходные данные статьи:

Иларионова Т.С. В динамике глобальных изменений. О саммитах ЮРИКС и ШОС в Уфе//Государственная служба. 2015. № 4. С. 6 – 12.

Комментариев нет:

Отправить комментарий