Из
печати вышел очередной, 4-й, номер журнала «Государственная служба». В нем
опубликован материал профессора Татьяны Иларионовой после саммитов БРИКС и ШОС
в Уфе.
Это
такой научный репортаж, где, помимо изложения фактов, есть еще и размышления на
тему. Размышления критические. Вот, к
примеру, выдержка:
«У наших стран
совершенно разный «ход времени».
БРИКС – это страны
без длительной истории взаимодействия. Нельзя советский этап с короткими
периодами теплых отношений с Китаем или Индией сравнивать со связями, какие у
России испокон веков были с Германией или Францией. Контакты России с Бразилией
или ЮАР вообще оставались эпизодическими. Эти государства находились в орбите
иных партнеров, с ними, не с Россией, они на протяжении длительного времени
строили свои отношения. То есть БРИКС – это объединение практически с чистого
листа.
Более того,
Бразилия, Китай, Индия и ЮАР – это не просто новые партнеры, это «заместители»
существовавших когда-то. СССР своим основным латиноамериканским союзником
считал Кубу. Сегодня мы видим, что прежние связи нарушены, более того,
кубинское правительство налаживает диалог с Соединенными Штатами. В
Юго-Восточной Азии опорой советской политики десятилетиями был Вьетнам. Он
остается и сегодня в ряду наших экономических пропонентов. Но все же ранее
наблюдавшейся тесной кооперации уже нет. Противник Вьетнама в недалеком прошлом
– Китай сегодня предпочтительнее в качестве партнера для нашей страны, как и
Индия. Похожая картина и на африканском континенте: Россия практически
отказалась от тесного сотрудничества с Анголой и Мозамбиком – странами, которым
в свое время СССР оказывал массированную поддержку, выбор сделан в пользу
экономического лидера Африки южнее Сахары – ЮАР».
Или
вот сентенция:
«Саммиты
продемонстрировали явный энтузиазм участников крепить организации, развивать
сотрудничество. Новое очень часто кажется более притягательным, интересным,
способным на большее, чем старые, давно действующие институты и структуры. В
ходе уфимских встреч можно было часто слышать, что БРИКС более свободна в
принятии решений, легче воспринимает вызовы времени, быстрее реагирует на
возникшие ситуации.
Отчасти это верно.
Отчасти это является страховкой от центробежных сил. Однако всякие новые
организации со временем теряют свою свежесть и привлекательность. И нужно будет
прилагать усилия для того, чтобы мотив объединения и совместного развития
оставался столь же сильным, как и сейчас.
И тогда ключевую
роль начинают играть те глубинные основания, которые могут быть цементирующими
для объединения. Общее у Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской
Республики то, что они, как это когда-то было сказано по отношению к Сингапуру,
являются в значительной степени «государствами-няньками», где «правительство будит
вас по утрам, присматривает за вами в течение дня, а с приходом ночи укладывает
спать» [Плейт Т. 2012. С. 26]. Другими словами, это страны с особой ролью
управления, представлениями о прямой демократии, это страны, в которых так и не
произошло полного укоренения институтов администрирования европейского образца,
где по-прежнему сильны национальные особенности в строительстве отношений
власти и граждан, а потому действуют самые разные механизмы регулирования
коммуникаций в обществе, саморазвития экономики, поддержания рыночной среды,
реализации культурных проектов».
Выходные
данные статьи:
Иларионова
Т.С. В динамике глобальных изменений. О саммитах ЮРИКС и ШОС в
Уфе//Государственная служба. 2015. № 4. С. 6 – 12.
Комментариев нет:
Отправить комментарий