вторник, 13 мая 2014 г.

Надзор? Контроль? Да в народ сходите!


13 мая в РСПП прошел круглый стол, посвященный проблеме совершенствования государственного контроля в сфере экономической деятельности с учетом зарубежного опыта. Были интересные доклады, из которых следовало, что этого самого контроля у нас столько, что просто неизвестно, как его к делу применить: десятки органов на федеральном уровне, сотни – на региональном, сотни тысяч проверяющих по всей стране, миллионы проверок, а коррупция, некачественные товары и услуги, чрезвычайные ситуации – одна за другой. Сотрудник Института государства и права А.Морозов предложил всех контролеров слить в три ведомства, оптимизировав остальное. Главный аргумент:  и проверок станет меньше (а значит, меньше и коррупции), и огромные площади освободятся, их можно продать или в аренду сдавать для государственной пользы.
Представитель  Контрольного управления Президента Российской Федерации В.Летуновский был другого мнения: следует определить с точки зрения теории, что такое государственной контроль, что такое государственный надзор, и тогда все будет хорошо.
Выступившая на заседании профессор Татьяна Иларионова остановилась на двух проблемах. По-прежнему принимаются акты, которые бизнес не то что исполнить не может – он даже прочесть это не в состоянии. Примером (одним из сотен) может служить Приказ Минфина России от 12 ноября 2013 года  N 107н. Показательно уже его название: "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" (вместе с "Правилами указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации", "Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами", "Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами", "Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами)", "Правилами указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации").
Документ объемом более 91 тыс. знаков – штифтом 10 через один интервал занимает 24 страницы. Этим документом вводятся, в частности, новые правила оформления платежных поручений при перечислении налогов в бюджет. Теперь в графе «Назначение платежа» платежного поручения необходимо указывать 20-значный код - так называемый уникальный идентификатор начисления. При этом меняется указание информации в привычных полях платежного поручения.
С ее мнением не согласился декан факультета МИГСУ РАНХиГС, сказавший, что во Франции подобный код состоит из 28 цифр. И ничего, бизнес все выполняет.
Не знаем, как там во Франции, может быть, подобным образом они пытаются бороться с мигрантским предпринимательством. А вот у нас, в России, вообразить себе, что 20-значный код (и всякий раз новый) чудненько напишет родовая чукотская община (юридическое лицо), или индивидуальный предприниматель из дагестанского аула, или брянский фермер ну никак себе невозможно. Одно только это требование показывает отношение власти к экономике – не просто неуважение, а даже презрение ко всем тем, кто производит какие-то продукты и оказывает услуги, кто сохраняет в рабочем состоянии фирмы. Результатом подобных требований будет еще более теневая (теневая-теневая), чем теперь, экономика.
И уж если о зарубежном опыте речь… Т.Иларионова привлекла внимание собравшихся к тому, что сегодня делают для контроля иностранцы. Там вовсю используют технологии крайдсорсинга, а по-нашему – работают с «письмами  трудящихся». Например, в германском бундестаге есть комитет по петициям. Он получает до 400 тыс. жалоб в год и тщательно их проверяет. Около трети этих жалоб – ни о чем. Зато две трети – дельные сигналы о проблемах, безобразиях, коррупции. Гражданин – лучший государственный контролер! И в результате этих писем, в результате публикаций журналистов довольно многие, в том числе и видные чиновники ФРГ, даже со своими креслами расстались.
Но чтобы проникнуться простой идеей прислушиваться к собственным гражданам, видимо, надо сначала решить, а что это такое – государственный контроль, чем от надзора он отличается. Без этого – никак!


Комментариев нет:

Отправить комментарий