воскресенье, 5 мая 2019 г.

Моя германская история-26. Университеты-2


Особая роль в жизни Германии у  университетской профессуры. Это уважаемые люди, которые более чем прилично зарабатывают.  Быть профессором университета – это не очень-то надрываться на лекциях, обладать свободным временем для написания книг и работы по грантам. Хотя гранты привлекают не только и не столько ради денег, сколько ради престижа. Основная часть германских грантов (ДФГ и др.) – это средства на финансирование ставки ассистента или аспиранта, на покупку оборудования и книг, потому что зарплата самого профессора и так очень-очень. Грант профессору нужен для повышения собственного статуса, для закрепления в мире специалистов. И это удивительно: то, что совершенно не действует в России, прекрасно шевелится в Германии.  У нас бы от хороших денег и ненапряженной жизни профессор быстро бы расслабился, а у немцев он начинает еще усерднее трудиться.
Государство понимает, что профессором быть хорошо. И потому регулирует численность этой популяции. Главное – не плодить  структурных образований. Вот в России талантливый профессор создает свой институт, формирует собственную научную школу, потом отходит от дел или двигает в мир иной, а его уже совершенно не талантливые последователи тащат созданный институт дальше. И убрать эту махину нельзя, и реформированию она не поддается. Наука давным-давно, может быть, по другому пути пошла, а монстр остался. В Германии такое размножение практически невозможно. Профессор приходит в университет со своей темой и под него создают кафедру (Seminar), который живет, как правило, до момента выхода профессора на пенсию. Сегодня это – 67 лет. И никакие «я с удовольствием поработаю еще» тут не действуют:  настал пенсионный возраст – давайдосвидания! А кафедру (Seminar) просто закрывают. Ну или считают, что само научное направление должно сохраниться (например, история), а вот конкретная специализация подлежит изменению (например, была история Восточной Европы, а стала история Западной Африки). Причем, решают судьбу университетских кафедр специалисты со всей страны – есть такие Gremien, которые собираются и выносят вердикт: отныне в Бонне будет изучаться такая-то история, а в Кельне – такая-то. И там, и там перед этим на покой ушли профессора-руководители. А теперь есть новая заявившая о себе прекрасными работами поросль. И этой научной молодежи с ее свежими темами дают дорогу.
Карьера ученого непроста: нужно непрерывно замещать должность в течение определенного времени (кажется, шесть лет), чтобы получить в университете постоянное место работы. И нужно из штанов выскакивать, чтобы получить это самое постоянное место.
Кроме того, профессор, по германскому закону, – это государственный служащий (Beamte), госслужащим является и школьный учитель.  Вот ведь парадокс: университеты обладают автономией, а профессура – государственные люди.
Но зато… Профессор – это работодатель. Именно он определяет направления исследований, и для реализации планов у него есть рабсила в виде доцентов, ассистентов, аспирантов и т.д. У него есть бюджет – и от государства, и от грантов, и он свободен в трате этих средств (на дело, естественно).  Он – публичная фигура, он пишет книжки. И да, у него отличный дом. Потому что он прилично зарабатывает.

вторник, 30 апреля 2019 г.

А нам - спасибо!

Вот какой мейл пришел на нашу почту:

Sehr geehrte Kollegen! Liebe Freunde!
Im Namen des Internationalen Verbandes der deutschen Kultur möchte ich mich bei Ihnen für Ihre Engagement und wertvolle Teilnahme an unserem Projekt "Die Wolgarepublik. Eine unvollendete Geschichte" herzlich bedanken.
Wir haben insgesamt 12 Folgen aufgenommen, jede ist den verschiedenen Aspekten des Lebens der Russlanddeutschen gewidmet. Dank Ihrer Erfahrung und wunderbarer Dialogfähigkeit bekamen wir ein umfassendes, "menschenorientiertes" Radioarchiv, das  Interesse verschiedener Zielgruppen wecken kann.
Wir würden uns freuen und dankbar sein, wenn Sie die Sendung auch in Ihrer Arbeit verwenden und vielleicht auch auf Ihren Internet-resourcen platzieren werden.
Die Links auf allen Sendungen können Sie hier finden:

1.Gespräch mit Olga Martens - https://media.rusdeutsch.eu/audio?id=432 
2. Gespräch mit Natalja Resnitschenko (Riesen) - https://media.rusdeutsch.eu/audio/?id=439
3. Gespräch mit Galina Perfilowa (Ott) - https://media.rusdeutsch.eu/audio?id=440
4. Gespräch mit Tatjana Ilarionowa - https://media.rusdeutsch.eu/audio?id=443
5. Gespräch mit Irina Sterk - https://media.rusdeutsch.eu/audio?id=446
6. Gespräch mit Andreas Knaul - https://media.rusdeutsch.eu/audio?id=452 
7. Gespräch mit Nadja Barg - https://media.rusdeutsch.eu/audio?id=454
8. Gespräch mit Jan Kantorczyk - https://media.rusdeutsch.eu/audio?id=447
9. Gespräch mit Nikolaj Jolkin - https://www.media.rusdeutsch.eu/audio?id=458
10. Gespräch mit Elena Bondarenko - https://media.rusdeutsch.eu/audio?id=461
11. Gespräch mit Tino Künzel und Frank Ebbecke - https://media.rusdeutsch.eu/audio?id=441
12. Gespräch mit Alexander Geier - https://media.rusdeutsch.eu/audio?id=463

Ich bedanke mich auch besonders bei Frau Dr. Martina Wiedemann für die höchstprofessionelle Vorbereitung und Moderation der Sendungen!

Nochmals vielen Dank! Ich wünsche allen viel Spass beim Nachhören.

mfG,
Uliana Ilina


воскресенье, 28 апреля 2019 г.

Статья в «Государственной службе»


Поступил подписчикам первый номер за этот год научного журнала «Государственная служба». Традиционно он посвящен дискуссиям, прошедшим на Гайдаровском форуме.
Со своей оценкой этих дискуссий по принципиальным вопросам развития России выступила на страницах издания профессор Татьяна Иларионова. Форум, по ее мнению, показал, что сформировалась и действует распределительная модель администрирования страны, и это следствие «вертикали власти», «ручного управления». Сегодня ресурсы и в региональной политике, и в социальной сфере, и в кадровом обеспечении идут сначала в центр, а потом распределяются по низовым уровням.
Это вовсе не гарантирует качества управления. Споры министров и губернаторов  на Гайдаровском форуме явственно это продемонстрировали. Ну а автор острым глазом увидела, чутким ухом услышала.
Выходные данные статьи:
Иларионова Т.С. Государственное управление, социальная политика и региональное развитие три ключа к успеху. Государственная служба. 2019. № 1. С. 47 – 54.

четверг, 25 апреля 2019 г.

Интересно у Белова

24 апреля в Институте Европы РАН В.Б.Белов, заместитель директора Института и руководитель Центра германских исследований, собрал специалистов на круглый стол «Германия 2019. Основные вызовы для «большой коалиции». Среди приглашенных была и профессор Татьяна Иларионова.
Выступали специалисты по отдельным направлениям германских исследований: были доклады о германо-французском, германо-британском, германо-китайском взаимодействии, а также о трансанлантическом партнерстве. Это были глубокие, содержательные выступления представителей и самого Института Европы, и других институтов и вузов.
Татьяна Иларионова приняла участие в дискуссии. Она отметила три вещи:
1)                 Германия, не сторонник развода в ЕС, после британского референдума по брекзиту вполне могла начать какие-нибудь переговоры-разговоры и с шотландцами, и с ирландцами, шокированными результатами референдума и не согласными с этими результатами. Ситуация была крайне опасной для Соединенного Королевства, когда любая интрига извне могла подогреть сепаратистские настроения внутри страны. Но твердая позиция Меркель («выборы состоялись, и других быть не должно») спасла эту страну от непредсказуемых катаклизмов. Парадокс в том, что поддерживая выход страны из ЕС, Германия сохранила Великобританию в ее сегодняшнем виде. Можно много говорить о том, что якобы немцы и не могли поступить иначе (внутриевропейские договоры и т.д.), но на самом деле они могли как угодно поступить, могли начать информационную кампанию за британцев в ЕС, за права шотландцев и еще бог знает за что. Но они не ступили на этот путь.
2)                 Известный британский историк Роберт Сервис в своей новой книге  (Service, Robert. The End of the Cold War, 1985-1991. London: Pan Macmillan, 2016) пишет, что Договор о ракетах средней и меньшей дальности, который подписали в 1987 году Горбачев и Рейган, - центральное и в то же время отправное событие завершения холодной войны. Всё, включая объединение Германии, - лишь производное от той договоренности. И вот сегодня этот акт уже не действует. Мы не осознаем всей опасности ситуации, а Германия, конечно, не сможет остатся в стороне от происходящего, в эту логику укладываются ее более серьезные, чем ранее, военные приготовления и участия.
3)                 Наконец, Китай… Молодые ученые из этой страны на протяжении последних 15 - 20 лет - самые многочисленные среди иностранных получателей грантов и стипендий в Германии. Сегодня в Китае уже сформировалась достаточно большая община тех китайских ученых, которые хорошо знают немецкий язык, ездят в Германию, ведут совместные проекты с коллегами в ФРГ, понимают страну и представляют себе, как с ней нужно строить отношения, в том числе и к своей выгоде. Есть и в самой Германии мегапроекты, которые уже возглавляются китайцами. Так, издание трудов Лейбница, рассчитанное чуть ли не до 2050 года, руководится китайским профессором.

У В.Б.Белова было интересно. 

четверг, 18 апреля 2019 г.

Моя германская история-25. Университеты

Боннский университет. На этой лужайке так и хочется с книжкой прилечь...
Немецкие университеты - это форменные скрепы Германии, потому что образованию в стране придавалось на протяжении веков и придается сегодня огромное значение. В Священной Римской империи германской нации (где главенствовали австрийцы, но куда входили и немецкие княжества) было даже правило: город мог называться резиденцией какого-нибудь правителя, только если там был университет. Конечно, соседство с беспокойной молодежью всегда ставило эти города-столицы больших и малых княжеств в довольно непростое политическое положение, но в то же время являлось естественным магнитом для амбициозных, активных людей, которые позволяли развиваться и городу, и региону. Правда, у этого порядка был и недостаток: в городах, где никогда не было никаких князей и кому не был нужен статус резиденции, например, в Бремене, университета в Новое время не возникло, он был образован только в 1970-х годах.
Сегодня в любом университетском городе Германии с уважением отзовутся о своем Уни:  это, помимо всего прочего, еще и серьезный работодатель! 
Университеты в Германии - это архитектурный эклектизм. Как правило, они сохранили свои исторические знания, но в этих зданиях никаких   излишеств - везде в меру ободранные стены и пластиковые стулья. Новые помещения - это безликие бараки с аудиториями и кабинетами профессуры.
В каждом германском университете есть два заповедных места - менза и библиотека.
Менза (столовая по-нашему) - это крайне демократичная по цене еда в привычном немецком меню, без значительного количества вариантов на день, которую охотно поглощает и студент, и профессор. В мензе можно не только пообедать, но и поужинать, есть и кафешки для посидеть. Менза - место отдыха и встреч. Как правило, в общем зале стоит вечный гул, и можно удивляться, что это помещение пропускает за довольно ограниченное время обеда или ужина огромное количество клиентов. Логистика в мензе на высоте!
А вот библиотеки - это тишина, доступ в хранилища, залы со всевозможными сервисами - начиная от лампы на столе и кончая розеткой для компьютера.
Университетские библиотеки были пионерами в цифровизации общества. Именно они выступали за дигитализацию текстов, представление в свободном доступе каталогов, обеспечение заказа книг по Интернету.

В университете можно жить, не покидая кампуса: менза и библиотека - ну что еще нужно?

понедельник, 15 апреля 2019 г.

“Moskauer Deutsche Zeitung”: беседы о народе

Ну кто может еще поговорить о народе, как не профессор?
После серии интервью немецкой журналистки Мартины Видеманн на сайте rusdeutsch.ru, одно из которых было с Татьяной Иларионовой, газета немцев Москвы вышла с русским изложением отдельных отрывков той беседы. Речь шла об истории российских немцев. Всё было приурочено к юбилею автономии немцев Поволжья, позже ставшей АССР НП. Но в материале речь не идет о государственности немцев в СССР. Речь о немцах в межгосударственных советско-западногерманских отношениях.
Перевела Ольга Силантьева.

четверг, 11 апреля 2019 г.

Голос был слышен

10 апреля в эфире прошла передача ведущего Романа Бабаяна «Право голоса» с участием профессора Татьяны Иларионовой. Смотришь и видишь: профессиональное телевидение дает сегодня возможность высказать мысль, и то, что раньше оставалось бы тиражом в 100 экз., сегодня получает потрясающую аудиторию. По крайней мере, уже с утра коллеги говорят: «Смотрели!» 


Полная версия здесь:

среда, 10 апреля 2019 г.

А поговорили

Есть на свете молчуны, им любое сотрясение воздуха - форменное страдание. Есть писарчуки (включая графоманов), которые ни дня без строчки. А есть любители поговорить. Этим только бы в спорах душу отвести. 9 апреля на ТВЦ для  обсуждения тяжелой темы современных проявлений фашизма в странах, которые в 1945 году были Советской армией от Гитлера освобождены, собрались эксперты, которые на всю катушку поговорили. Среди этих спецов по разговорам была и профессор Татьяна Иларионова. Как в завершение записи сказал ведущий передачи «Право голоса», целых 25 минут перебрали…
В передаче приняли участие разные люди - журналисты и литераторы, профессура и политологи, и, кажется, сегодняшний вечерний эфир будет для зрителя интересным. Сам ход обсуждения в студии показал то, что происходит и в обществе: тема нацистского зла - животрепещущая, тема нашей Победы - всех в России воспламеняющая.


пятница, 5 апреля 2019 г.

Почетное общество в Варшаве


Научный журнал  "Studia Medioznawcze", который издается на факультете журналистики, информации и книговедения Варшавского университета, пригласил профессора Татьяну Иларионову в свое сообщество. Лестно, будем работать вместе!

понедельник, 1 апреля 2019 г.

Имела право

28 марта на канале ТВЦ в эфире была передача «Право голоса» с участием профессора Татьяны Иларионовой. Полностью передачу можно увидеть здесь: http://www.tvc.ru/channel/brand/id/36/show/episodes/episode_id/59741


Острый вопрос, жаркие обсуждения, было интересно!