воскресенье, 5 мая 2019 г.

Моя германская история-26. Университеты-2


Особая роль в жизни Германии у  университетской профессуры. Это уважаемые люди, которые более чем прилично зарабатывают.  Быть профессором университета – это не очень-то надрываться на лекциях, обладать свободным временем для написания книг и работы по грантам. Хотя гранты привлекают не только и не столько ради денег, сколько ради престижа. Основная часть германских грантов (ДФГ и др.) – это средства на финансирование ставки ассистента или аспиранта, на покупку оборудования и книг, потому что зарплата самого профессора и так очень-очень. Грант профессору нужен для повышения собственного статуса, для закрепления в мире специалистов. И это удивительно: то, что совершенно не действует в России, прекрасно шевелится в Германии.  У нас бы от хороших денег и ненапряженной жизни профессор быстро бы расслабился, а у немцев он начинает еще усерднее трудиться.
Государство понимает, что профессором быть хорошо. И потому регулирует численность этой популяции. Главное – не плодить  структурных образований. Вот в России талантливый профессор создает свой институт, формирует собственную научную школу, потом отходит от дел или двигает в мир иной, а его уже совершенно не талантливые последователи тащат созданный институт дальше. И убрать эту махину нельзя, и реформированию она не поддается. Наука давным-давно, может быть, по другому пути пошла, а монстр остался. В Германии такое размножение практически невозможно. Профессор приходит в университет со своей темой и под него создают кафедру (Seminar), который живет, как правило, до момента выхода профессора на пенсию. Сегодня это – 67 лет. И никакие «я с удовольствием поработаю еще» тут не действуют:  настал пенсионный возраст – давайдосвидания! А кафедру (Seminar) просто закрывают. Ну или считают, что само научное направление должно сохраниться (например, история), а вот конкретная специализация подлежит изменению (например, была история Восточной Европы, а стала история Западной Африки). Причем, решают судьбу университетских кафедр специалисты со всей страны – есть такие Gremien, которые собираются и выносят вердикт: отныне в Бонне будет изучаться такая-то история, а в Кельне – такая-то. И там, и там перед этим на покой ушли профессора-руководители. А теперь есть новая заявившая о себе прекрасными работами поросль. И этой научной молодежи с ее свежими темами дают дорогу.
Карьера ученого непроста: нужно непрерывно замещать должность в течение определенного времени (кажется, шесть лет), чтобы получить в университете постоянное место работы. И нужно из штанов выскакивать, чтобы получить это самое постоянное место.
Кроме того, профессор, по германскому закону, – это государственный служащий (Beamte), госслужащим является и школьный учитель.  Вот ведь парадокс: университеты обладают автономией, а профессура – государственные люди.
Но зато… Профессор – это работодатель. Именно он определяет направления исследований, и для реализации планов у него есть рабсила в виде доцентов, ассистентов, аспирантов и т.д. У него есть бюджет – и от государства, и от грантов, и он свободен в трате этих средств (на дело, естественно).  Он – публичная фигура, он пишет книжки. И да, у него отличный дом. Потому что он прилично зарабатывает.

Комментариев нет:

Отправить комментарий