пятница, 30 ноября 2018 г.

Сеульский дневник-12. Пропаганда чтения

За его спиной книги и пуфики
В центре южнокорейской столицы, среди небоскребов, рядом с памятниками мужикам, которые внесли вклад развития своего государства, - пуфики, книжные полки, библиотекари-консультанты. Это пропагандисты чтения вышли в народ.

Под открытым небом, благо погода была великолепной, можно было выбрать детскую книжку или роман Нобелевского лауреата, последний крими или женскую прозу. Жаль, все было на корейском! Но это не помешало на пуфиках посидеть…
Там, вдали, цвета морской волны стеллажи с книгами

Будет история

И эта лекция будет в продолжение того, что рассказывалось про немцев в США.
6 декабря в 18.30 в Американском центре в Москве профессор Татьяна Иларионова выступит с лекцией «Русские в США: два века вместе (1730-е – 1930-е гг.)».
Вот анонос:
«В Соединенных Штатах живут представители самых разных народов, предки которых, преодолев океаны, оказались здесь, освоились, стали гражданами этой страны, но не потеряли своей национальной идентичности.
История русских переселений в Америку - это подвиг участников  кругосветных путешествий, поиски благополучной жизни экономических беженцев, спасение от преследований, от революции и гражданской войны политических несогласных. Значительная и не забытая часть этой истории - Аляска.
Лекция профессора Татьяны Иларионовой будет посвящена двум столетиям жизни в  США выходцев из России (на русском языке)».
Вход свободный. Регистрация по ссылке: https://amc.timepad.ru/event/864926/

А через две недели состоится еще одна лекция - о евреях в США.

вторник, 27 ноября 2018 г.

Сеульский дневник-11. О жизни и смерти

Когда знакомишься с чужой культурой, приходишь всякий раз к заключению, что не язык, не еда и не способ постройка дома отличают народ от народа, а отношение к жизни и смерти.
В центре Сеула в палатках - мемориалы погибшим. Особенно больно было смотреть на фотографии молодых людей - жертв крушения парома в 2014 году. Мемориал был как протест не только против того, что случилось, но и против того, что, по мнению близких, все плохо расследовано…

А у нас - одна катастрофа за другой, и люди остаются со своим вселенским горем наедине, попробуй установи мемориал - какое-нибудь местное ГБУ тут же зачистит, как это регулярно происходит на месте гибели Б.Немцова.  

четверг, 22 ноября 2018 г.

Сеульский дневник-10. Культура

Профессор Ли показал фотографию со своими детьми. Все а традиционных корейских одеждах. То есть Trachten (говоря по-немецки) - абсолютно живое дело, у каждого местного жителя дома обязательно есть народный костюм. И в городе нет-нет да и мелькнет человек, одетый по-старому. И на конференцию заглядывала женщина в приметном белом пышном платье.
Во время шествия митингующих важнейшими участниками протеста был коллектив народного танца в корейских национальных одеждах - и музыка, и движения актеров очень бодрили, поддерживали публику, танцоры и музыканты были первой линией соприкосновения колонны с полицейскими. Попробуй их тронь!
Народные одежды, наряды представителей прежних элит были и на актерах, и на туристах в императорском дворце. Но больше всего удивила встреча с корейским искусством в аэропорту Инчхон. Там для развлечения отлетающих время от времени с музыкой проходила процессия празднично одетых актеров, в том числе изображающих мифических корейских зверей.
Кое-что удалось запечатлеть.

И снова СМИ

19 ноября профессор Татьяна Иларионова дала комментарий для «Комсомольской правды» по поводу новых мер Правительства Российской Федерации в области миграции (см. здесь: https://www.kp.ru/daily/26909/3955149/).

А сегодня, 22 ноября, большое интервью по-немецки профессор дала германской журналистке Мартине Видеманн об истории немцев в СССР и сегодняшней России. Интервью прозвучит по интернет-радио на  сайте Международного союза немецкой культуры. 

среда, 21 ноября 2018 г.

Уходящая натура

Все-таки прав Я.И.Кузьминов, когда говорит, что в современном мире смешно лекции читать - запишите видео, и пусть смотрят.
Умирают не только лекции. Мамонты современной науки, конечно, и защиты диссертаций. Нынешние процедуры защиты - это просто анахронизм какой-то: члены диссовета вправе только вопросы задавать и потом бюллетени в урну бросать - ни потребовать пересмотра названия работы при принятии к защите, ни заочно участвовать в действе они не могут. Более того, главный императив - «чтобы кворум был». Вот и сидят эти научные жертвы под камерами для трансляции в Интернет и слушают, как на чуждые им темы народ защищается…
Примерно это же было в четверг на прошлой неделе (15-го), когда в совете, в которой входит профессор Татьяна Иларионова, защищалась работа про насилие в отношении детей. Что называется, где мы и где дети…
Одно стремление - выйти из совета. Если раньше эта работа профессорам оплачивалась, то теперь это является нагрузкой без всяких денег. Ребята и девчата из наших министерств про образование и науку отлично придумали, ввели так называемый эффективный контракт, когда поднимание рук в диссоветах, как и научные публикации, просто вменяются преподу в обязанность: хочешь остаться в образовании - изволь изображать кворум, печататься и массу дел еще каких делать. При этом презентации после лекции отдай студентам, раздаточный материал - куда же без него. А потом и записи лекций, и презентации гуляют по сети. Ученого, преподавателя сегодня обдирают наглым образом, его эксплуатируют невесть как. И что взамен? Радость интеллектуального общения? На фоне насилия над детьми?

После пяти лет сидения в кошмарном диссовете на журфаке МГУ даже ни спасибо. Пора, пора всё менять!

воскресенье, 18 ноября 2018 г.

Сеульский дневник-9. Рынок


Нельзя познать Азию, не побывав на ее рынке. Вот и в Сеуле мы с коллегой из Казахстана Эльвирой Пак двинулись знакомиться с местной жизнью на Namdaemun Market. Таких маркетов в городе несколько. Мы ожидали каких-то восточных изысков (жемчуга, парча…), а  это оказался наш до боли знакомый в духе свободных 1990-х рынок. Торговцы сидели в своих закутках по обе стороны пешеходной дороги или прямо посреди нее стояли возле своих прилавков и  зазывали к себе.
Народу было – не протолкнуться. Но и цены не маленькие, особенно на детскую  одежду: видно, что и здесь горазды нажиться на чадолюбии. И  посреди этого торгового оживления – настоящий ажиотаж: женщины сгрудились возле одного из лотков,  мерили куртки, каждая куртка всего по 10 тыс.вон (примерно 10 долларов), т.е. почти что даром. Ясно, что не все в Сеуле живут богато, ясно, что за дешевыми вещами и здесь будут толпы. Но на фоне небоскребов это как-то по-особому задело…
Хотя… Вот тебе высокотехнологичный Сеул, где есть шикарные торговые центры. Но рядом и этот малый бизнес, традиционная торговля – вразнос, с рук, без всяких тебе онлайн-касс. Можно поторговаться, и цену снизят. Можно померить, и вокруг тебя будет суета.
Государство разумное, наверное, как в Южной Корее, не стремится всех на свой поставить счетчик, потому что социальное спокойствие,  достаток граждан дороже, чем только тупое пополнение казны для последующего разбазаривания. Да, те, кто торгует на рынке, не обладают высоким общественным статусом, не составляют элиту корейского общества. Но у них есть свобода торговать, а значит, есть право на жизнь.
И без покупок с рынка уйти было невозможно: без майки с признание Сеулу в любви, без шкатулки для женских тайн, без мелочей для детей в Москве.

пятница, 16 ноября 2018 г.

Сертификат нашел участника

Устроители октябрьского российско-германского семинара в Байройте прислали сертификат участника. Спасибо! Размещаем в нашем блоге!

Прошло

15 ноября в эфире телеканала ТВЦ прошла передача «Право голоса» с участием профессора Татьяны Иларионовой. Полная версия здесь: http://www.tvc.ru/channel/brand/id/36/show/episodes/episode_id/57614
Участие в передачах профессора, научного сотрудника, журналиста - это, безусловно, вариант теледемократии. Потому что, в отличие от звезд, они, эти преподы и иже с ними, среди людей ходят, создается иллюзия близости к экрану - не в бытовом  смысле, когда подошел и пыль стер, а в интеллектуальном. Зрители, сидя за ужином, спорят со спикерами в студии, соглашаются с ними, их поносят почем зря или, наоборот, хвалят. И смотрят.

Ну а наутро после эфира заправщик на бензоколонке рукой помашет, охранник на входе улыбнется и палец вверх, коллега спросит, как там на самом деле было…  

четверг, 15 ноября 2018 г.

Сеульский дневник-8. Корейский бог

При ближайшем знакомстве с Сеулом охватывает чувство неопределенности, потому что корейцы всячески показывают свою приверженность родной культуре и традициям и в то же время в вопросах веры более чем непоследовательны. В городе  много католических и протестантских церквей, есть и традиционные буддистские храмы. И даже есть мечеть (уж казалось бы - только не там…).

На улицах множество палаток с агитационными материалами о христианстве, крикуны с мегафонами, которые вышли в народ поговорить о Библии. Причем, и тихий  месседж из палатки, и громкий вопль из мегафона - с каким-то напором, без смирения и толерантности: верь - и все тут. Озадачивает…