пятница, 19 ноября 2021 г.

Фейс-контроль везде и всюду

 


И снова тема Интернета.

Экспертная сеть «Давыдов.Индекс» попросила профессора Татьяну Иларионову прокомментировать намерения Instagram проводить видеоаутентификацию при работе с соцсетью. Ответ был такой: все уже просят работать, светить, платить лицом. И если частный медиабизнес в виде Instagram – это еще туда-сюда, отказаться от услуг можно, то от намерения обязательно фото цеплять к антиковидному паспорту, замысленному государством, не отвертишься.

С нашими правами что-то невообразимое делается, караул кричи!

Полный текст коммента – здесь:

https://davydov.in/everything/tatyana-ilarionova-moskva-identifikacii-lichnosti-budet-osushhestvlyatsya-ne-tolko-bez-nashego-dozvoleniya-no-dazhe-i-bez-uvedomleniya/

пятница, 12 ноября 2021 г.

Об обращениях граждан с «Клубом регионов»

 


Федеральная экспертная сеть «Клуб регионов» попросила специалистов оценить действия губернатора Архангельской области Александра Цыбульского, который публично раскритиковал работу единого оператора по обращению с ТКО «ЭкоИнтегратор» за систематическое нарушение регламента работы с обращениями граждан. Среди тех, кто ответил на вопросы корреспондента Инны Бурчик на эту тему, была профессор Татьяна Иларионова. Она отметила, что публичное обсуждение проблем ведомств и регоператора может принести результат. «Мало какому ведомству интересно потом читать о себе подобное. Кроме того, публичность связана с технологиями, которые появились благодаря интернету: вы сегодня можете поставить плюс какой-то компании, и от этого ее рейтинг повышается, она привлекает новых клиентов, а ваш негативный отзыв опускает компанию в рейтинге, и она теряет в деньгах. Такого же рода технологии оказывают влияние и на публичный сектор и госслужбу. Опубличивание недостатков имеет цель не только привлечь к ответу и наладить работу, но и сформировать имидж ведомства», – комментирует действия губернатора эксперт. При этом Иларионова допускает, что публичная критика последовала после того, как приватные увещевания не достигли цели. «Ответы граждан – это то, что должно быть на контроле и в поле зрения высших руководителей, потому что здесь реализуется законодательство, а закон очень четко устанавливает сроки: ответ нужно дать в течение месяца. И, конечно, надо понимать, что просто так что-то клянчить у органов власти простой человек не пойдет. Мне кажется, в этой сфере ответов на обращения граждан накопилось очень много проблем, и если публичный разнос со стороны губернатора поможет исправить эту проблему, то почему бы нет?» – добавила профессор.

Полностью материал читать здесь:

http://club-rf.ru/29/detail/5879

Сертификат после конференции

 


По завершении конференции «Этнические меньшинства в истории России» коллеги из Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина прислали сертификат участия профессору Татьяне Иларионовой. Спасибо!

среда, 10 ноября 2021 г.

Диалог с Мартином Шульцем

 


9 ноября в «Балчуг-Кемпински» прошло грандиозное мероприятие, приуроченное к визиту в Москву нового главы Фонда им. Фридриха Эберта Мартина Шульца. Это тот самый Шульц, который длительное время был председателем Социал-Демократической партии Германии и Президентом Европейского парламента. Организовали «Forum im Dialog mit Martin Schulz» Германо-Российский форум и Российско-Германская внешнеторговая палата. Они кстати, в торжественной обстановке подписали друг с другом договор о сотрудничестве.

Однако все собрались, ясное дело, не из-за этого. Было обещано выступление Мартина Шульца и последующая с ним подиумная дискуссия. Среди собравшихся – ученые и бизнесмены, политики и дипломаты, выпускники германских программ и молодые участники двухсторонних обменов. Среди приглашенных была профессор Татьяна Иларионова.

С приветствием выступил посол Германии в России фон Гайр.



А затем был Шульц. Выступление гостя оказалось блестящим примером риторики и политики, ума и чувства. Зажег!

Он начал с того,  что напомнил, что такое для немцев 9 ноября. В 1918 году – революция в Германии и следом - конец Первой мировой войны. В 1938 году – кошмарная «Хрустальная ночь» и фашизм. В 1989 году – падение Берлинской стены. Все эти событии, особенно близкое нам по времени 9 ноября 1989 года, - значимые вехи для всех, для немцев в первую очередь (кстати, вспомнилось почему-то про еврейское 9 ава). Шульц подчеркнул, что для живущих сейчас в Центре Европы немцев мирное время - настоящий Glücksfall, нужно бороться с угрозами и сохранять мир.

Сегодня единственная государственная форма в Европе – демократия. По этой линии есть разногласия с Россией. Он вспомнил также горячие денёчки  холодной войны, когда державы вышли на пик противостояния. И что их спасло? Gespräche! Начали вести диалог друг с другом – стали друг друга понимать.

Еще одна запомнилась его идея: в мире нет больше Bipolarität, мир теперь многополярный. И это нужно принимать в расчет и во взаимодействии с партнерами.

Мартин Шульц прошелся и по многим другим проблемам. Остановился также на деятельности политического Фонда им. Фридриха Эберта, которым он теперь руководит. В России, отметил он, принимаются законы, которые подобные большие известные иностранные фонды ставят под подозрение, уж не ведут ли они подрывную против России деятельность. Фонд работает в России 30 лет.

Да пусть продолжится эта история!

Это был восхитительный спич. Ни одной оговорки, ни одного слова-паразита, ни одного неточного выражения. Мастер – и всё тут!

После действа был прием. Все так изголодались по общению (и даже не по еде), что разговоры слились в общий гул и смех.

Как хорошо забыть о пандемии!

воскресенье, 7 ноября 2021 г.

Конкурирующие меньшинства

 


4 ноября, в День народного единства, в дистанционном формате прошла конференция «Этнические меньшинства в истории России», которую организовали Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Белорусский государственный университет, Bayerisches Kulturzentrum der Deutschen aus Russland - Баварский центр культуры немцев из России. На связи были ученые из России, Германии, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Украины. Всего – около восьми десятков участников.  Подавляющее большинство докладов и сообщений было на тему немцев в России  до революции, в советское время и теперь. В конференции приняли участие известные историки и этнологи. Главным организатором форума стал Владимир Николаевич Шайдуров, доктор исторических наук, доцент, зав. НОЦ исторических исследований и анализа Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.

С первым докладом на пленарном заседании выступила профессор Татьяна Иларионова. Она остановилась на проблеме сходства и различий немцев и евреев в России до 1917 года,  соперничестве, конкуренции двух национальных общин.

Вот тезисы ее выступления:

Немцы, приглашенные на жительство в империю либо попавшие вследствие победы Петра I в Северной войне и «пришедшие» вместе с территориями прибалтийских провинций, имели серьезное правовое положение, их привилегии защищались многочисленными внутренними указами и распоряжениями, а интересы лифляндских, эстляндских и курляндских баронов были закреплены еще и в Ништатском мире, по которому сохранялось традиционное местное самоуправление, не говоря уже о земельных и прочих преференциях.

Евреи тоже России «достались» вместе с землей. Однако это приобретение на протяжении веков после раздела Речи Посполитой в 1772-1795 гг. признавалось как совершенно нежелательное, как такое, с чем страна получила массу проблем.

Положение немцев в России было крепким еще и потому, что немецкоговорящее пространство в Европе в XVIII веке – это десятки  больших и малых государств, которые активно участвовали в международной брачной  политике: невест из германских королевских домов активно сватали за монархов по всему миру, создалось благодаря этому уже в том же XVIII веке своего рода мировое правительство – все правящие дома были в определенном родстве друг с другом, и доминирующую роль в них играли люди с немецкими корнями. В России все российские императоры были связаны с германскими княжествами узами родства, гордились этим.

У евреев не было своего государства, и это серьезным образом отражалось на судьбе народа: они не могли даже рассчитывать на то, чтобы войти в элитарные слои общества, тем более породниться с царями.  

На протяжении XVIII, XIX и начала ХХ веков, не евреи определяли положение немцев, а, напротив, немцы определяли положение евреев. Хотя в их судьбах, как это ни странно, было и много общего.

Особое экономико-политическое положение немцев и евреев было закреплено в их правовом положении: ни немцы, ни евреи в Российской империи не были крепостными, что в  сословном обществе кажется безусловной привилегией.

Для евреев Екатериной II была создана «черта оседлости» - территория современных Украины, Белоруссии, части западных областей России, откуда практически не было никакой возможности  выбраться – ни для жительства и работы в других губерниях империи, тем более в столичных городах, ни для учебы в училищах и университетах.

Городские немцы не знали подобного рода ограничений, однако колонисты, которые приехали на Волгу в XVIII веке и позже в Причерноморье, так же были фактически лишены свободы передвижения, для них колонии были сродни еврейской «черте оседлости».

По единому механизму возникали и городские национальные кварталы: Немецкая слобода в Москве, как и еврейские улицы в европейских столицах или российских местечках, регулировались государственными установлениями, в них в то же время жители могли вести жизнь в соответствии с собственными традициями: и у немцев в Москве, и у евреев в местечках сохранялась привычка носить свою национальную одежду, развивать свою экономику – держать лавки с товарами, нужными для общины, касалось ли этой продуктов питания или других предметов повседневного или длительного пользования.

Немцев и евреев в России роднило и то, что обе национальные общины были еще и общинами религиозными. Точно так же, как евреи цепко держались за иудаизм, видели в соблюдении традиций единственный путь  сохраниться как народу, приверженность к лютеранству и католичеству у немцев была в числе абсолютных приоритетов.  

Высокая религиозность делала обе общины на фоне прочих российских народов высоко образованными – Библия лежала в основе всех духовных и материальных практик, эта книга – на иврите Ветхий Завет у евреев, на немецком Ветхий Завет и Евангелие у немцев-лютеран – была хранительницей языка, побуждала учиться. Дети и в еврейских местечках, и в немецких колониях обязательно посещали школу – задолго до того, как ее начали организовывать в русских селениях народовольцы. «Ученое простонародье» - так можно было бы охарактеризовать  обе национальные общины.

Показательно, насколько похоже решались вопросы управления общинами: и у евреев, и у немцев было своего рода самоуправление - кагалы у евреев и  форштегеры у немцев, которые отвечали перед властями за проведение имперской политики и представляли интересы общин в контактах с губернскими чиновниками, на них возлагалось проведение и самых гнусных акций, например, именно кагалы были ответственны за отправку в армию при Николае I кантонистов – еврейских мальчиков, которых отнимали у семей, не способных заплатить за то, чтобы детей оставили дома.

Кстати, эмиграционные пути у российских евреев и российских немцев будут в конце XIX – начале XX века одни и те же: свои врата им откроет Америка, и многие бросят Россию, чтобы попытаться найти свое счастье за океаном…

Статья с изложением этих и других идей была опубликована:

Иларионова Т.С. Конкурирующие меньшинства: немцы и евреи в Российской империи (сравнительный анализ)//Этнические меньшинства в истории России: материалы Второй междунар. науч. конф. / отв. ред. В.Н. Шайдуров. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2021. – С. 43-50.- 0,4 п.л.

понедельник, 1 ноября 2021 г.

Итоги культурно-исторического семинара

 


На сайте RusDeutsch вышел материал, в котором подведены итоги культурно-исторического семинара российских немцев. Коротко авторы обзора представили тезисы выступлений докладчиков. В том числе и выступления профессора Татьяны Иларионовой.

Полностью обор здесь:

https://rusdeutsch.ru/Nachrichten/13830?utm_medium=email&utm_source=UniSender&utm_campaign=262756721

суббота, 30 октября 2021 г.

И снова ФБ

 


29 октября экспертная сеть «Давыдов.Индекс» снова попросила профессора Татьяну Иларионову прокомментировать, что там творится с Фейсбуком. Пришлось попредположить. Очень хочется верить, что Цукерберг обрадуется, что его замыслы раскрыты.

Полный коммент здесь:

https://davydov.in/everything/tatyana-ilarionova-moskva-predpolagayu-chto-rebrending-imeet-kakuyu-to-svyaz-s-temi-skandalami-kotorye-poslednee-vremya-s-facebook-priklyuchalis/

пятница, 29 октября 2021 г.

О культуре и истории. В пространстве между Россией и Германией

 



28-29 октября 2021 года идет ставший уже традиционным  Культурно-исторический cеминар российских немцев «Культура - гражданское общество - наука: в международном формате». Организаторами выступили Kulturreferat fuer Russlanddeutsche (Детмольд, Германия) и Международный союз немецкой культуры (Москва, Россия).

Как и в прошлые разы, в этот собрались (увы, снова только виртуально) историки, музейщики, общественные деятели, актеры и режиссеры, причастные к проблемам российских немцев. И снова – совершенно замечательные доклады о самых разных творческих деятельностях.

С докладом об активности в Интернете историков-любителей из числа российских немцах выступила профессор Татьяна Иларионова. Она классифицировала сайты любителей, представила свое видение на то, какие есть преимущества у тех, кто в свободное от работы время или на пенсии взялся бытописать свою микроисторию.

По завершении выступления была оживленная дискуссия.

Как бы хотелось конца пандемии, чтобы все были живы и встречались в Германии и России!

пятница, 22 октября 2021 г.

Историки-плагиаторы

 


Сидишь вот так, готовишься к какой-нибудь конференции, смотришь Интернет и натыкаешься на нечто, претендующее на историческое исследование. Этим «нечто» оказалась публикация неведомого Андрея Триллера (уж не псевдоним ли это?) на сайте неведомой rd-zeitung.eu, который взялся рассуждать о визите канцлера Аденауэра в Москву в 1955 году, полностью все перекатав из книги Татьяны Иларионовой «Российские немцы в советско-западногерманских послевоенных отношениях: 1945 – 1961 гг.» (полное библиографическое описание: Иларионова Т.С.  Российские немцы в советско-западногерманских послевоенных отношениях: 1945 – 1961 гг.- М.: ООО «МИРОС», 2010.- 224 с.) и при этом фамилию автора переврав.

Вот как делаются бессовестными плагиаторами их публикации: берется чужое, все факты, цифры, даты передираются без зазрения совести, вначале, правда, дается невразумительная ссылка на настоящую книгу (с неправильным указанием фамилии автора) и делается вывод, который удобен плагиатору – только потому, что у него позиция другая, или потому, что у него заказ был. В данном случае вывод делается 65-летней тухлости: не было, дескать, у канцлера Аденауэра и в мыслях речь о советских немцах в 1955 году вести. Дружок! Иди в архив! Открой для себя радость познания нового! И только после этого заноси немытую руку над клавиатурой. А сайт должен был бы снять этот, типа, материал и не позориться. Но, судя по подбору триллеров, этого ждать, видимо, не приходится…

четверг, 21 октября 2021 г.

Российские немцы: время пришло

 


20 октября в одном из конференц-залов гостиницы «Националь» в Москве Филиал Фонда Ханнса Зайделя организовал круглый стол на тему: «Вклад российских немцев в культуру, науку и экономику России». Был достаточно узкий круг дипломатов, экспертов, общественных деятелей, включенных в проблему. С речами выступили постоянный представитель посла Федеративной Республики Германия в Российской Федерации, советник-посланник Беата Гржески, заместитель председателя Международного союза немецкой культуры Ольга Мартенс, от Фонда - д-р Вольф Круг, руководитель Института европейского и трансатлантического диалога Фонда Ханнса Зайделя, и Ян ДРЕЗЕЛЬ, руководитель Филиала в России.

Затрагивались вопросы истории, нынешнего состояния российских немцев и в целом отношений двух стран.

В дискуссии приняла участие профессор Татьяна Иларионова. Она отметила, что российско-германские отношения находятся на столь низком уровне, что подчас кажется – только совместное участие двух стран в поддержке российских немцев способно вернуть их в прежнее состояние, только это может стать своего рода стоп-краном на пути полного обрушения связей. Она напомнила, как в конце 1980-х – начале 1990-х годов организации российских немцев  доказывали государственным структурам России и Германии, что могут служить мостом для укрепления сотрудничества. Ну вот теперь, кажется, время пришло. Всё остальное уже в руинах или стагнации… Работа в пользу российских немцев важна еще и потому, что на наших глазах продолжается стремительное замещение населения России. Выехали миллионы наших сограждан – немцев, евреев, турок-месхитинцев, греков, прибыли же люди из бывших советских республик с совершенно иной идентичностью. И хотелось бы радоваться умножению этнокультурного разнообразия страны, если бы государственный курс имел прочный якорь, который держался бы за народы, которые давно и прочно осознают Россию своей.

Кейс «Российские немцы» многому учит: достаточно было лишить своего дома народ, как это случилось во время войны с депортацией сотен тысяч людей, - и нет ни культуры, ни экономики, ни науки с образованием, и когда-то просвещенные начинают только об одном думать – как бы выжить. Кое-как в последние три десятка лет выпрямились после советской «дружбы народов» с ее изуверскими преследованиями и изощренной дискриминацией, а тут новая угроза – иноагенты. Велик риск пострадать от обломков высокой дипломатии. Но нужно быть позитивным: проекты российских немцев должны выручить. Время пришло!