По
завершении конференции «Этнические
меньшинства в истории России» коллеги
из Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина
прислали сертификат участия профессору Татьяне Иларионовой. Спасибо!
По
завершении конференции «Этнические
меньшинства в истории России» коллеги
из Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина
прислали сертификат участия профессору Татьяне Иларионовой. Спасибо!
9 ноября в «Балчуг-Кемпински»
прошло грандиозное мероприятие, приуроченное к визиту в Москву нового главы
Фонда им. Фридриха Эберта Мартина Шульца. Это тот самый Шульц, который длительное время был председателем Социал-Демократической партии Германии и Президентом
Европейского парламента. Организовали «Forum im Dialog mit Martin Schulz» Германо-Российский форум и Российско-Германская
внешнеторговая палата. Они кстати, в торжественной обстановке подписали друг с
другом договор о сотрудничестве.
Однако все
собрались, ясное дело, не из-за этого. Было обещано выступление Мартина Шульца
и последующая с ним подиумная дискуссия. Среди собравшихся – ученые и
бизнесмены, политики и дипломаты, выпускники германских программ и молодые
участники двухсторонних обменов. Среди приглашенных была профессор Татьяна
Иларионова.
С
приветствием выступил посол Германии в России фон Гайр.
А затем был
Шульц. Выступление гостя оказалось блестящим примером риторики и политики, ума
и чувства. Зажег!
Он начал с
того, что напомнил, что такое для немцев
9 ноября. В 1918 году – революция в Германии и следом - конец Первой мировой
войны. В 1938 году – кошмарная «Хрустальная ночь» и фашизм. В 1989 году –
падение Берлинской стены. Все эти событии, особенно близкое нам по времени 9
ноября 1989 года, - значимые вехи для всех, для немцев в первую очередь
(кстати, вспомнилось почему-то про еврейское 9 ава). Шульц подчеркнул, что для
живущих сейчас в Центре Европы немцев мирное время - настоящий Glücksfall, нужно бороться с угрозами и
сохранять мир.
Сегодня
единственная государственная форма в Европе – демократия. По этой линии есть
разногласия с Россией. Он вспомнил также горячие денёчки холодной войны, когда державы вышли на пик
противостояния. И что их спасло? Gespräche! Начали вести диалог друг с другом –
стали друг друга понимать.
Еще одна запомнилась
его идея: в мире нет больше Bipolarität,
мир теперь многополярный. И это нужно принимать в расчет и во взаимодействии с
партнерами.
Мартин Шульц
прошелся и по многим другим проблемам. Остановился также на деятельности политического
Фонда им. Фридриха Эберта, которым он теперь руководит. В России, отметил он,
принимаются законы, которые подобные большие известные иностранные фонды ставят
под подозрение, уж не ведут ли они подрывную против России деятельность. Фонд
работает в России 30 лет.
Да пусть
продолжится эта история!
Это был восхитительный
спич. Ни одной оговорки, ни одного слова-паразита, ни одного неточного
выражения. Мастер – и всё тут!
После действа
был прием. Все так изголодались по общению (и даже не по еде), что разговоры
слились в общий гул и смех.
Как хорошо
забыть о пандемии!
4
ноября, в День народного единства, в дистанционном формате прошла конференция «Этнические
меньшинства в истории России», которую организовали Ленинградский государственный
университет имени А.С. Пушкина, Белорусский государственный университет, Bayerisches Kulturzentrum
der Deutschen aus Russland - Баварский
центр культуры немцев из России. На связи были ученые из России, Германии,
Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Украины. Всего – около восьми десятков
участников. Подавляющее большинство докладов
и сообщений было на тему немцев в России до революции, в советское время и теперь. В
конференции приняли участие известные историки и этнологи. Главным
организатором форума стал Владимир Николаевич Шайдуров, доктор исторических наук, доцент, зав.
НОЦ исторических исследований и анализа Ленинградского государственного
университета им. А.С. Пушкина.
С первым докладом на пленарном заседании выступила профессор Татьяна
Иларионова. Она остановилась на проблеме сходства и различий немцев и евреев в
России до 1917 года, соперничестве,
конкуренции двух национальных общин.
Вот тезисы ее выступления:
Немцы, приглашенные на
жительство в империю либо попавшие вследствие победы Петра I в Северной
войне и «пришедшие» вместе с территориями прибалтийских провинций, имели
серьезное правовое положение, их привилегии защищались многочисленными
внутренними указами и распоряжениями, а интересы лифляндских, эстляндских и
курляндских баронов были закреплены еще и в Ништатском мире, по которому
сохранялось традиционное местное самоуправление, не говоря уже о земельных и
прочих преференциях.
Евреи тоже России «достались»
вместе с землей. Однако это приобретение на протяжении веков после раздела Речи
Посполитой в 1772-1795 гг. признавалось как совершенно нежелательное, как
такое, с чем страна получила массу проблем.
Положение немцев в
России было крепким еще и потому, что немецкоговорящее пространство в Европе в XVIII веке – это
десятки больших и малых государств,
которые активно участвовали в международной брачной политике: невест из германских королевских
домов активно сватали за монархов по всему миру, создалось благодаря этому уже
в том же XVIII веке своего рода мировое правительство – все правящие дома
были в определенном родстве друг с другом, и доминирующую роль в них играли
люди с немецкими корнями. В России все российские императоры были связаны с
германскими княжествами узами родства, гордились этим.
У евреев не было своего
государства, и это серьезным образом отражалось на судьбе народа: они не могли
даже рассчитывать на то, чтобы войти в элитарные слои общества, тем более
породниться с царями.
На
протяжении XVIII,
XIX и начала ХХ веков, не евреи определяли
положение немцев, а, напротив, немцы определяли положение евреев. Хотя в их
судьбах, как это ни странно, было и много общего.
Особое
экономико-политическое положение немцев и евреев было закреплено в их правовом
положении: ни немцы, ни евреи в Российской империи не были крепостными, что в сословном обществе кажется безусловной
привилегией.
Для
евреев Екатериной II
была создана «черта оседлости» - территория современных Украины, Белоруссии,
части западных областей России, откуда практически не было никакой возможности выбраться – ни для жительства и работы в
других губерниях империи, тем более в столичных городах, ни для учебы в
училищах и университетах.
Городские
немцы не знали подобного рода ограничений, однако колонисты, которые приехали
на Волгу в XVIII
веке и позже в Причерноморье, так же были фактически лишены свободы
передвижения, для них колонии были сродни еврейской «черте оседлости».
По
единому механизму возникали и городские национальные кварталы: Немецкая слобода
в Москве, как и еврейские улицы в европейских столицах или российских
местечках, регулировались государственными установлениями, в них в то же время
жители могли вести жизнь в соответствии с собственными традициями: и у немцев в
Москве, и у евреев в местечках сохранялась привычка носить свою национальную
одежду, развивать свою экономику – держать лавки с товарами, нужными для
общины, касалось ли этой продуктов питания или других предметов повседневного
или длительного пользования.
Немцев и
евреев в России роднило и то, что обе национальные общины были еще и общинами
религиозными. Точно так же, как евреи цепко держались за иудаизм, видели в
соблюдении традиций единственный путь
сохраниться как народу, приверженность к лютеранству и католичеству у
немцев была в числе абсолютных приоритетов.
Высокая
религиозность делала обе общины на фоне прочих российских народов высоко
образованными – Библия лежала в основе всех духовных и материальных практик,
эта книга – на иврите Ветхий Завет у евреев, на немецком Ветхий Завет и
Евангелие у немцев-лютеран – была хранительницей языка, побуждала учиться. Дети
и в еврейских местечках, и в немецких колониях обязательно посещали школу –
задолго до того, как ее начали организовывать в русских селениях народовольцы.
«Ученое простонародье» - так можно было бы охарактеризовать обе национальные общины.
Показательно, насколько похоже
решались вопросы управления общинами: и у евреев, и у немцев было своего рода
самоуправление - кагалы у евреев и
форштегеры у немцев, которые отвечали перед властями за проведение
имперской политики и представляли интересы общин в контактах с губернскими
чиновниками, на них возлагалось проведение и самых гнусных акций, например,
именно кагалы были ответственны за отправку в армию при Николае I кантонистов – еврейских мальчиков, которых отнимали у семей, не
способных заплатить за то, чтобы детей оставили дома.
Кстати,
эмиграционные пути у российских евреев и российских немцев будут в конце XIX – начале XX века одни и те же: свои врата им откроет
Америка, и многие бросят Россию, чтобы попытаться найти свое счастье за океаном…
Статья с изложением этих и
других идей была опубликована:
Иларионова Т.С. Конкурирующие
меньшинства: немцы и евреи в Российской империи (сравнительный анализ)//Этнические
меньшинства в истории России: материалы Второй междунар. науч. конф. / отв.
ред. В.Н. Шайдуров. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2021. – С. 43-50.- 0,4 п.л.
На сайте RusDeutsch вышел материал, в
котором подведены итоги культурно-исторического семинара российских немцев.
Коротко авторы обзора представили тезисы выступлений докладчиков. В том числе и
выступления профессора Татьяны Иларионовой.
Полностью
обор здесь:
https://rusdeutsch.ru/Nachrichten/13830?utm_medium=email&utm_source=UniSender&utm_campaign=262756721
29 октября экспертная сеть «Давыдов.Индекс» снова попросила
профессора Татьяну Иларионову прокомментировать, что там творится с Фейсбуком.
Пришлось попредположить. Очень хочется верить, что Цукерберг обрадуется, что
его замыслы раскрыты.
Полный коммент здесь:
28-29 октября
2021 года идет ставший уже традиционным Культурно-исторический
cеминар российских немцев «Культура - гражданское общество - наука: в
международном формате». Организаторами выступили Kulturreferat fuer Russlanddeutsche (Детмольд, Германия) и Международный союз немецкой культуры
(Москва, Россия).
С докладом об
активности в Интернете историков-любителей из числа российских немцах выступила
профессор Татьяна Иларионова. Она классифицировала сайты любителей, представила
свое видение на то, какие есть преимущества у тех, кто в свободное от работы
время или на пенсии взялся бытописать свою микроисторию.
По завершении
выступления была оживленная дискуссия.
Как бы
хотелось конца пандемии, чтобы все были живы и встречались в Германии и России!
Сидишь вот
так, готовишься к какой-нибудь конференции, смотришь Интернет и натыкаешься на
нечто, претендующее на историческое исследование. Этим «нечто» оказалась
публикация неведомого Андрея Триллера (уж не псевдоним ли это?) на сайте
неведомой rd-zeitung.eu, который взялся рассуждать о визите
канцлера Аденауэра в Москву в 1955 году, полностью все перекатав из книги
Татьяны Иларионовой «Российские немцы в советско-западногерманских послевоенных
отношениях: 1945 – 1961 гг.» (полное библиографическое описание: Иларионова
Т.С. Российские немцы в
советско-западногерманских послевоенных отношениях: 1945 – 1961 гг.- М.: ООО
«МИРОС», 2010.- 224 с.) и при этом фамилию автора переврав.
Вот как
делаются бессовестными плагиаторами их публикации: берется чужое, все факты, цифры,
даты передираются без зазрения совести, вначале, правда, дается
невразумительная ссылка на настоящую книгу (с неправильным указанием фамилии
автора) и делается вывод, который удобен плагиатору – только потому, что у него
позиция другая, или потому, что у него заказ был. В данном случае вывод делается
65-летней тухлости: не было, дескать, у канцлера Аденауэра и в мыслях речь о советских
немцах в 1955 году вести. Дружок! Иди в архив! Открой для себя радость познания
нового! И только после этого заноси немытую руку над клавиатурой. А сайт должен был бы снять этот, типа,
материал и не позориться. Но, судя по подбору триллеров, этого ждать, видимо, не
приходится…
20 октября в одном из конференц-залов гостиницы «Националь» в Москве Филиал Фонда Ханнса Зайделя организовал круглый стол на тему: «Вклад российских
немцев в культуру, науку и экономику России». Был достаточно узкий круг дипломатов,
экспертов, общественных деятелей, включенных в проблему. С речами выступили постоянный представитель
посла Федеративной Республики Германия в Российской Федерации, советник-посланник Беата Гржески, заместитель председателя Международного союза немецкой
культуры Ольга Мартенс, от Фонда - д-р Вольф Круг, руководитель
Института европейского и трансатлантического диалога Фонда Ханнса Зайделя, и Ян
ДРЕЗЕЛЬ, руководитель Филиала в России.
Затрагивались вопросы истории, нынешнего состояния российских немцев и в целом отношений двух стран.
В дискуссии приняла участие профессор Татьяна
Иларионова. Она отметила, что российско-германские отношения находятся на столь
низком уровне, что подчас кажется – только совместное участие двух стран в
поддержке российских немцев способно вернуть их в прежнее состояние, только это
может стать своего рода стоп-краном на пути полного обрушения связей. Она
напомнила, как в
конце 1980-х – начале 1990-х годов организации российских немцев доказывали государственным структурам России и
Германии, что могут служить мостом для укрепления сотрудничества. Ну вот
теперь, кажется, время пришло. Всё остальное уже в руинах или стагнации… Работа
в пользу российских немцев важна еще и потому, что на наших глазах продолжается
стремительное замещение населения России. Выехали миллионы наших сограждан –
немцев, евреев, турок-месхитинцев, греков, прибыли же люди из бывших советских
республик с совершенно иной идентичностью. И хотелось бы радоваться умножению
этнокультурного разнообразия страны, если бы государственный курс имел прочный якорь,
который держался бы за народы, которые давно и прочно осознают Россию своей.
Кейс «Российские
немцы» многому учит: достаточно было лишить своего дома народ, как это случилось
во время войны с депортацией сотен тысяч людей, - и нет ни культуры, ни
экономики, ни науки с образованием, и когда-то просвещенные начинают только об
одном думать – как бы выжить. Кое-как в последние три десятка лет выпрямились после
советской «дружбы народов» с ее изуверскими преследованиями и изощренной дискриминацией,
а тут новая угроза – иноагенты. Велик риск пострадать от
обломков высокой дипломатии. Но нужно быть позитивным: проекты российских немцев должны выручить. Время пришло!
Выступает Беата Гржески, постоянный
представитель посла Федеративной Республики Германии в Российской Федерации, советник-посланник |
Легендарный Вильфрид Бергман выступал онлайн |