пятница, 24 сентября 2021 г.

Доклад состоялся

В рамках Международной научной конференции «От Московского договора 1970 года к Договору об окончательном урегулировании в отношении Германии 1990 года: на пути складывания межгосударственного и регионального партнерства ФРГ-СССР» 24 сентября профессор Татьяна Иларионова выступила с докладом «Свобода выезда из СССР для немцев и евреев: от заключения Московского договора 1970 года - к Хельсинкскому акту». Договор между Федеративной Республикой Германия и Советским Союзом (Московский) договор подписан 12 августа 1970 г. такие имел ключевые слова Договора: упрочение мира и безопасности в Европе и во всем мире; разрядка; расширение сотрудничества; европейская и международная безопасность; нерушимость границ. В нем - ни слова о свободе передвижения, о свободе выезда из своей страны и въезда в свою страну. Между тем именно он, этот Договор, подготовил Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкский заключительный акт, или Хельсинкские соглашения, или Хельсинкская декларация) — документ, подписанный главами 35 государств в столице Финляндии Хельсинки 30 июля — 1 августа 1975 года, в котором была так называемая «третья корзина», где говорилось: «Государства-участники будут в позитивном и гуманном духе рассматривать просьбы лиц, которые желают воссоединиться с членами своей семьи, уделяя особое внимание ходатайствам срочного характера, таким как ходатайства, поступающие от больных или престарелых. Они будут рассматривать эти просьбы по возможности быстрее». В истории обеих общин много общего..  До революции немцы определяли судьбу евреев (при всех царях, Екатерина I принимает в 1763 г. Манифест, приглашавший на жительство европейцев, «кроме жидов»; только при Петре I был крещеный еврей П.Шафиров, который надзирал за Анной Монс)  Это были самые большие национальные общины, имевшие родственные государства или родственные крупные общины за рубежом  Это были общины, которые добились в СССР своей автономии – АССР НП и Еврейская автономная область  Это были общины, проблемы которых повлияли на судьбу Европы между войнами (за рубежом в 1939 г. было около 30 млн немцев и около 10 млн евреев)  После войны обе общины испытывают дискриминацию – немцы остаются в местах депортации и спецпоселений  Против евреев разворачиваются государственные кампании репрессий и преследований («Дело врачей», в частности, в 1947-1953 гг.)  И немцам, и евреям ограничены возможности поступления на учебу в вузы, приема на работу и продвижения по службе  И немцам, и евреям закрыт выезд за рубеж – ни как туристы, ни как специалисты они не могут отправляться в поездки за границу  Пропагандируется, что советские немцы не имеют никакого отношения к немцам в Германии, как и советские евреи – к евреями в Израиле Положение советских немцев и советских евреев в СССР сравнимо: численность, количество в конечном счете покинувших СССР, формы протеста (демонстрации, письма в органы власти, обращения за рубеж, самиздат). Разность в положении была в том, что у СССР с ФРГ были дипломатические отношения, а с 10 июня 1967 года СССР разрывает отношения с Израилем. В полном объеме они будут восстановлены только в 1991 г. «Новая восточная политика» канцлера Вилли Брандта была направлена в том числе и с целью добиться выезда из СССР тех, кто хочет покинуть страну. Профессор Татьяна Иларионова отметила:  «Эгон Бар - тогдашний государственный секретарь, наиболее близкий канцлеру Вилли Брандту человек, один из «архитекторов» переговорного процесса с СССР и политики разрядки, летом 1997 года рассказывал мне, как привозил раз за разом в Москву и передавал Брежневу списки с фамилиями тех, кто хотел бы выехать в ФРГ. Эти списки приводили генерального секретаря ЦК КПСС и его окружение в ярость. Тем не менее нужно было реагировать на официальные обращения правительства Западной Германии и ее канцлера. «В один из моих приездов,- вспоминал Э.Бар,- я увидел на территории нашего посольства в Москве большую группу плохо одетых людей. Посол пояснил мне, что это те немцы, которые получили разрешение на выезд из СССР. Я был счастлив, что наши переговоры не были напрасными и что для этих людей решена проблема выезда, воссоединения семей, жизни на родине». Как личное достижение политик рассматривал то, что смог тогда добиться выезда из СССР А.Солженицына.

Комментариев нет:

Отправить комментарий