вторник, 28 апреля 2020 г.

Статья в «Государственной службе»


Профессор Татьяна Иларионова – заместитель главного редактора журнала «Государственная служба» (издатель – РАНХиГС) и, как человек из редакции, она редко публикуется в медиа, которое делает, только в исключительных случаях. Гайдаровский форум – такой случай. В № 1/2020 она опубликовала статью – обзор о том, как форум проходил.
Выходные данные статьи:
Иларионова Т.С. О России, мире и вызовах нового десятилетия. Государственная служба. 2020. № 1. С. 10-18.
Избранные места из статьи:
В «Доме правительства» Юрия Слезкина, наряду с множеством важных для понимания природы СССР проблем, затрагивается (или даже для самого автора неожиданно возникает) еще одна, трудно объяснимая: в революционной России практически сразу после событий октября 1917 года формируется привилегированный управленческий слой, номенклатура, – со своими особыми жилыми домами («домами правительства») [Слезкин, 2019(a). С. 294, 350–367 и др.], дачами, ателье по пошиву одежды, распределителями продуктов питания, санаториями, досуговыми учреждениями, автотранспортом и огромным количеством прочих материальных льгот. А ведь эта регенерация «класса» управленцев наблюдалась и позже, уже в новой России, когда на смену лозунгам перестройки об уничтожении привилегий и необходимости борьбы с советской бюрократией пришла знакомая система – с привилегиями, большими зарплатами для чиновников, высоким их статусом в обществе.

Губернаторы принимали активное участие и во многих других дискуссиях. Острым получился разговор на площадке панельной дискуссии «Современное государственное управление: госслужба новой формации». Говорилось не только и не столько о людях в системе управления, сколько о новых приемах организации их работы. Так, выступивший заместитель министра экономического развития Российской Федерации Азер Талибов подчеркнул: государственная служба должна стать привлекательной для молодых специалистов. Но это вовсе не значит, что нужно потакать людям с претензиями. Напротив, привлекательность должна обеспечиваться глобальностью выполняемых задач, возможностью самореализации, самообучения. Он сказал, что в новом правительственном комплексе в «Москва-Сити», куда уже перебралась часть министерств и ведомств, по-новому организовано рабочее пространство, и это дает свои позитивные результаты. Размещение в оpen space, когда государственные служащие не сидят по кабинетам, а находятся все в одном помещении и видны руководителю, позволило существенно поднять производительность. Сегодня результаты такой новой рассадки уже изучены и обобщены, рекомендации пошли в регионы.
Конечно, оpen space – это не новое, а очень старое слово в управлении, таким образом в США оборудовали свои офисы еще в начале прошлого века. И слушая замминистра, я вспомнила предложения уже от современных бизнесменов – GPS-трекеры на сотрудников вешать, чтобы их перемещения можно было контролировать (речь шла о водителях автотранспорта, курьерах и т.д.). Но предложение Минэкономразвития России по созданию общих помещений для подразделений аппаратов поддержано Правительством, об этом говорил Андрей Сороко, директор Департамента государственной службы и кадров Правительства Российской Федерации.
Губернаторы же, а выступили руководители или их заместители Воронежской области Александр Гусев, Рязанской области Николай Любимов, Нижегородской области Андрей Бетин, Самарской области Дмитрий Азаров, Мурманской области Андрей Чибис, свои презентации (а все работали во время дискуссии в команде с подчиненными) посвятили разным аспектам совершенствования именно государственных служащих – личностей и профессионалов. Так, воронежцы особое внимание уделили мотивации, вовлеченности, увлеченности персонала, рязанцы – использованию цифровых технологий в кадровой работе, нижегородцы – изучению личных запросов госслужащих, которых подвергли анкетированию, самарцы – согласованию параметров кадровой работы в органах власти, местного самоуправления и крупных предприятий области.
Были яркие выступления, замечательные презентации (стрелки, кружочки, цифры, буллиты…), вот только от этих крайне оптимистичных, порой даже бравурных выступлений осталось ощущение недоговоренности: а как граждане, не имеющие к госслужбе регионов отношение, воспринимают все эти новации? Толк-то есть? Все-таки на подобные начинания тратятся деньги, немалые деньги. Каков результат от вложений?
И это мое сомнение, думаю, разделяют многие. Вот, например, данные из Нижегородской области, которые были в ходе дискуссии обнародованы: там организовали кадровый портал, на нем зарегистрировалось 38 238 человек, из них заполнили анкету, необходимую для поступления на госслужбу, 14 495 человек, из них реально на госслужбу было принято 10 человек. Что это? Успех? Или просто имитация деятельности? Ясно же, что в субъектах Федерации государственная служба – не самый большой по объему вакансий работодатель. Так нужно ли столь широким плугом идти по кадровому полю, чтобы отобрать лучших? И как развивается бизнес в области – он ведь и есть показатель хорошего управления? Но если почти 40 тыс. человек ищут работу в сфере госвласти, то, рискую предположить, далеко не все хорошо там с занятостью.
Про GPS-трекеры – просто пророческое… Совсем немного времени прошло, а уже у нас, у каждого, QR-коды, проследите за нами, пожалуйста…


Комментариев нет:

Отправить комментарий