среда, 18 марта 2020 г.

Поправки в Конституцию и коронавирус


16 марта в совершенно новом, непривычном и пугающем формате стало работать наше телевидение – без зрителей в студиях, где идут ток-шоу. На «Первом канале» «Время покажет»  в прямом эфире также было без зала, без дыхания и без аплодисментов заинтересованной массовки. Настоящий кошмар для тех, кто пытается делать живое ТВ.
В 13.50 вместе с ведущими Анатолием Кузичевым и Артемом Шейниным началось обсуждение поправок в Конституцию, которые к тому моменту уже подписал В.В.Путин. Ведущие (и редакторы) выбрали для обсуждения только одну из них – про детей, а тема была – смогут ли регионы выполнять свои обязательства предоставлять сиротам, достигающим совершеннолетия и покидающим детские дома, положенные по закону квартиры. 
В ток-шоу приняли участие специалисты, прозвучала страшная цифра, что очередь из сирот на квартиры достигла 280 тыс. В Башкортостане предложили даже «обнулить» эту очередь, начать давать квартиры только «свежим» выпускникам сиротских домов. Принявшая в передаче профессор Татьяна Иларионова сказала, что такие инициативы чиновников – настоящая подлость, которую нельзя допустить. И выдвинула свое предложение: ввести в число показателей эффективности региональной власти этот показатель – есть ли сироты без квартир. Будет такой показатель, сразу найдутся средства решить проблему, ведь тогда благополучие губернатора или мэра напрямую будет зависеть от жизни конкретного лишенного родительской защиты молодого человека.
С «Первым каналом» в последнее время приходится переживать самые критические моменты в стране:  инаугурация Президента, новый Председатель Правительства, выступление Терешковой и Президент в Думе и, наконец,  коронавирус…  Новости – ими невозможно насытиться!  

среда, 11 марта 2020 г.

Кто еще покажет, кроме «Время покажет»?

10 марта с 12.15 до 16.00 в прямом эфире «Первого канала» шла программа «Время покажет» с ведущими Екатериной Стриженовой, Анатолием Кузичевым, Артемом Шейниным. В студии были самые разные эксперты, и среди них - профессор Татьяна Иларионова.
День был судьбоносный - Государственная Дума во втором и фактически окончательном чтении рассматривала поправки в Конституцию Российской Федерации. А эксперты прямо тут же всё комментировали. И было совершенно неясно, что там дальше, каков будет ход событий, чего ради весь трепет. Ну пока не вышла вне плана на трибуну 83-летняя уже в общем-то отлетавшая своё Валентина Терешкова и не предложила нечто, что многие восприняли как окончательное обрезание последних крыльев всей стране. А потом в Госдуму приехал Президент России В.В.Путин и предложил правовой путь, по которому должны пойти поправки: Конституционный суд, всенародное голосование...
Но не будем о политике. Лучше о прекрасном. А самым прекрасным вчера был прямой эфир. Его даже можно описать во вкусовых ощущениях: сахар, перец, хрен.
Сахар - потому что нет ничего слаще, чем быть внутри новости, видеть, как она рождается, как развивается, как выкидывает коленца. То, что происходило вчера с предложением Карелина Думу пустить на переизбрание, или Жириновского - прекратить доверять выборы Путина парикмахершам, или, наконец, Терешковой снять всякие ограничения на количество избраний на пост Президента одного и того же человека, было с точки зрения информационного века непередаваемо прекрасно, вкусно, сладко.
Конечно, добавлялся перец - остро в студии и за ее пределами люди обсуждали только что увиденное и услышанное. И, что странно, многие услышали и увидели разное! Так что телевидение по-прежнему отличный умный парень.
Ну и куда же без хрена - от осознания того, что, черт возьми, обсуждать можем, повлиять - вряд ли.
Четыре часа прямого эфира! Как всегда перший класс на «Первом» показали ведущие - в напряжении и на ногах - и ни оговорок, ни банальностей, только поразмышлять, пообъяснять…
10 марта - день в истории. И мы - ее действующие лица!  
Полностью - здесь:

среда, 4 марта 2020 г.

Трудная тема военнопленных: историки в Германском посольстве

 
Посол фон Гайр
3 марта в резиденции германского посла прошла общественная дискуссия (вечер у камина) «Забвению не подлежат - военнопленные в культуре памяти в России и в Германии».
Выступили известные российские и германские руководители архивов, историки.
Посол фон Гайр в своем приветственном слове подчеркнул: исследование истории -  это исследование будущего. Для наших двух стран крайне важно примирение. Германия прошла этот путь с Польшей, настойчиво работает над увековечением памяти жертв войны с Россией. Германия помогает тем, кто пережил блокаду Ленинграда 
В совместной культуре воспоминаний  двух стран сегодня военнопленные.  
Вольфганг Шнайдерхан, президент Народного союза Германии по уходу за воинскими захоронениями, рассказал о том, что для этого сделано в Германии, что еще предстоит. Главное - вернуть имена всем найденным в братских могилах.
Андрей Артизов, руководитель Федерального архивного агентства, отметил: трагическим спутником любой войны является плен. Во время Первой мировой войны в плену оказалось около 8 млн солдат. Во Второй Мировой войне пленных было около  35 млн. Только советских военнопленных было 5 млн, а на территории СССР содержалось около 3 млн.
 Он подчеркнул: за первые 15 лет после 1991 года были открыты архивы, созданы базы данных военнопленных, германской стороне были переданы копии  архивных документов.
22 июня 2016 году два министра иностранных дел - России и Германии - Лавров и Штайнмайер дали старт проекту восстановления имён военнопленных. И сегодня эта работа идет в обеих странах. 
Владимир Тарасов, директор Российского государственного военного архива, остановился на том, что долгое время тема военнопленных не была приоритетной ни в России, ни в Германии. Между тем объем основных документов, которые хранятся в военном архиве, - это около 3,5 млн дел. Учетные дела  военнопленных содержат анкеты из 42 вопросов, которые позволяют составит представление о самых разных сторонах жизни на войне. 
Не утратили своей актуальности запросы граждан о судьбе своих родственников. И наш долг помочь гражданам сохранит эту память. Исследователи работают в архивах. Только в прошлом году в нашем архиве были найдены сведения о более чем ста тысячах  военнопленных. В будущем году мы получим из германских архивов информацию на более чем 500 тыс. советских военнопленных.
Прошла подиумная дискуссия. Были показаны два документальных фильма, один - о визите канцлера Аденауэра в Москву в 1955 году и его переговорах о «военнопленных». К этому фильму свои замечания сделала профессор Татьяна Иларионова. Она подчеркнула: во время визита канцлер ни разу не произнес слова «военнопленные», о вел речь о «немцах, которые насильственно удерживаются на территории Советского Союза», именно всех немцев просил отпустить. Но Хрущеву и Булганину выгодно было вести речь о военнопленных - германских гражданах, вывести из обсуждения тему депортированных немцев. С тех пор эта «культура памяти» Хрущева въелась в наше трактование той истории.
Короче, читайте книги:
Иларионова Т.С.  Российские немцы в советско-западногерманских послевоенных отношениях: 1945 – 1961 гг.- М.: ООО «МИРОС», 2010.- 224 с.

В целом было очень интересно. Замечательно, что традиция собираться у германского камина сохраняется!
Резиденция на Поварской