воскресенье, 26 мая 2019 г.

Моя германская история-27. Люди

Конрад Аденауэр в Бонне

У немцев свои отношения с индивидуализмом. Несмотря на неодолимую тягу к созданию всяких структур (партий разного толка, бизнесов и просто кружков по интересам), они также жаждут героев и любят людей.  Конечно, англосаксы в этом преуспели больше (например, в Англии, памятники ставились и отъявленным негодяям типа капитана Дрейка, который в свое время сделал благое дело - финансово поддержал любимую королеву, или в США, где  национальный праздник объявили в честь одного-единственного человека – Христофора Колумба).  Но и Германия усеяна  многочисленными  памятниками – императорам на конях, музыкантам с нотами, литераторам с бумагой и перьями.  
Эта тяга создавать кумира плохо кончилась для немцев в ХХ веке, когда небывалые в истории почести стали воздаваться злодею.  После Гитлера немцы хотели позитивных людей в публичном пространстве, и на удивление политика наполнялась  теми, кто может быть назван совестью нации. Все канцлеры Германии после войны – это высоконравственные люди, которые служили примером для немцев и многое, очень многое сделали для своей страны. Ни один не был замечен в коррупции (в отличие от президента Кристиана Вульфа, чья коррупция для восприятия россиянами - смех, а не коррупция).
Людвиг ван Бетховен в Бонне
Отношение к людям – это квинтэссенция социальной политики и реализация прав человека. В Германии стремятся сделать все разумно, чтобы не начальнику, а обывателю было комфортно, удобно, легко. И это проявляется в мелочах: в ресторане к посетителям выйдет владелец заведения, чтобы переброситься с завсегдатаями парой слов и посмотреть, все ли в порядке; на научной конференции с удовольствием выступит бургомистр принимающего участников городка, чтобы подчеркнуть: мы рады, что вы приехали; в книгах на политические темы обязательно будут приветственные страницы от руководителей партий, или общественных объединений, или государственных органов, или от уважаемых старцев. Это вовсе не значит, что немцы отказались от чинопочитания и стали одинаково любезно относиться ко всему человечеству. Нет, всякий общественный спич предваряется благодарностями и приветствиями присутствующим начальникам, которых правильно назвать по именам, и никого нельзя забыть.
Карл Маркс в Хемнице
И все же любовь к ближнему культивируется в современном германском обществе. Здесь есть солидарность, здесь помогут попавшему в беду. Это общество неравнодушных, общество социально активных. С этим обществом вредно разговаривать с позиции силы (и политики не делают этого), с ним нужно договариваться. Ну а результат – та самая стабильность, к которой Россия продвигается совсем другой дорогой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий