Новый
год, а незаконченная старая серия продолжается. И сегодня – о Gang nach Canossa
(хождение в Каноссу).
Дело
было в декабре 1076 - январе 1077 года. Холодина...
Тогда
в этом итальянском городке, даже, скорее, замке, находился папа римский
Григорий VII, который разругался с германским королем Генрихом IV. Генрих
никого над собой не хотел видеть, мечтал сам править, без всякой оглядки на
церковь и, особенно, на папу. А тот его отлучил от церкви. И сразу
положение короля изменилось: другие короли не стали его считать за
своего, а подданные поняли, что король-то занимает свой пост не по праву,
нелегитимный он. Отовсюду начал доноситься до Генриха рокот, ясно ему стало,
что вот-вот может лишиться власти - или Григорий соберет против него князей,
или свои же уберут. И тогда он отправился в Каноссу. Это был трудный пеший
переход, но когда король и его немногочисленная свита из верных людей достигла
замка, то они не стали силой входить к папе, не стали к нему отправлять гонцов.
Сняв все знаки отличия, Генрих в простом рубище опустился на колени и с утра до
вечера с непокрытой головой то под снегом, то под дождем стоял перед входом в
замок три дня - с 25 по 28 января 1077 года. И Григорий простил. И Генрих
остался королем.
Этот
случай говорит немцам о многом: власть стоит того, чтобы ради нее унижаться
(кстати, позже уже французам в душу западет поступок другого Генриха -
Наваррского, который ради спасения своей жизни и своей власти перейдет в
католичество и провозгласит: "Париж стоит мессы").
Но
кроме этого важен был и акт покаяния, укрощение гордыни, публичное
самобичевание.
Когда
началось строительство единого немецкого государства в XIX веке, Gang nach
Canossa воспринимался однозначно - как акт величайшего национального позора.
Бисмарк неоднократно возвращался к этой теме, потому что был протестантом и ему
подчинение католическому Риму было поперек горла. Gang nach Canossa даже иногда
оценивался как упущенный шанс изменить судьбу государства к лучшему,
реализованный только благодаря Реформации. Кроме того, немец не должен был, по
мысли националистически рассуждавших, унижаться перед итальянцем.
Но
мотив покаяния, осознания вины в этой истории был и остается сильным. И потому
канцлер Вилли Брандт именно этот способ просить прощение избрал в ходе своего
исторического визита 7 декабря 1970 года в Варшаву. Коленопреклонение в Варшаве
должно было показать глубокое переживание и канцлера, и немцев за содеянное фашистами в Польше.
Интересно, что сохранились свидетельства помощников Брандта (в том числе Эгона
Бара) о подготовке визита в Варшаву. О том, чтобы при возложении венков к
памятнику жертв Варшавского восстания пасть на колени, и речи не было. Это было
спонтанно, это было на эмоциональной волне. Каносса в подкорке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий