вторник, 8 января 2019 г.

Моя германская история-11. Каносса


Новый год, а незаконченная старая серия продолжается. И сегодня – о Gang nach Canossa (хождение в Каноссу). 
Дело было в декабре 1076 - январе 1077 года. Холодина...
Тогда в этом итальянском городке, даже, скорее, замке, находился папа римский Григорий VII, который разругался с германским королем Генрихом IV. Генрих никого над собой не хотел видеть, мечтал сам править, без всякой оглядки на церковь и, особенно, на папу.  А тот его отлучил от церкви. И сразу положение короля изменилось: другие короли не стали его  считать за своего, а подданные поняли, что король-то занимает свой пост не по праву, нелегитимный он. Отовсюду начал доноситься до Генриха рокот, ясно ему стало, что вот-вот может лишиться власти - или Григорий соберет против него князей, или свои же уберут. И тогда он отправился в Каноссу. Это был трудный пеший переход, но когда король и его немногочисленная свита из верных людей достигла замка, то они не стали силой входить к папе, не стали к нему отправлять гонцов. Сняв все знаки отличия, Генрих в простом рубище опустился на колени и с утра до вечера с непокрытой головой то под снегом, то под дождем стоял перед входом в замок три дня - с 25 по 28 января 1077 года. И Григорий простил. И Генрих остался королем. 
Этот случай говорит немцам о многом: власть стоит того, чтобы ради нее унижаться (кстати, позже уже французам в душу западет поступок другого Генриха - Наваррского, который ради спасения своей жизни и своей власти перейдет в католичество и провозгласит: "Париж стоит мессы").
Но кроме этого важен был и акт покаяния, укрощение гордыни, публичное самобичевание. 
Когда началось строительство единого немецкого государства в XIX веке, Gang nach Canossa воспринимался однозначно - как акт величайшего национального позора. Бисмарк неоднократно возвращался к этой теме, потому что был протестантом и ему подчинение католическому Риму было поперек горла. Gang nach Canossa даже иногда оценивался как упущенный шанс изменить судьбу государства к лучшему, реализованный только благодаря Реформации. Кроме того, немец не должен был, по мысли националистически рассуждавших, унижаться перед итальянцем.
Но мотив покаяния, осознания вины в этой истории был и остается сильным. И потому канцлер Вилли Брандт именно этот способ просить прощение избрал в ходе своего исторического визита 7 декабря 1970 года в Варшаву. Коленопреклонение в Варшаве должно было показать глубокое переживание и канцлера, и немцев за содеянное фашистами в Польше. Интересно, что сохранились свидетельства помощников Брандта (в том числе Эгона Бара) о подготовке визита в Варшаву. О том, чтобы при возложении венков к памятнику жертв Варшавского восстания пасть на колени, и речи не было. Это было спонтанно, это было на эмоциональной волне. Каносса в подкорке.


Комментариев нет:

Отправить комментарий