четверг, 20 апреля 2017 г.

Советское – значит, живучее

19 апреля в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации прошла V (юбилейная) Международная конференция "Коммуникология в меняющемся мире: информационно-коммуникационная парадигма развития медиапространства".
На ней выступила профессор Татьяна Иларионова. Она призналась, что не является специалистом по коммуникологии, но вот о медиапространстве «есть, что сказать». Тема ее сообщения была такой: «Из СССР – в настоящее: феноменология успеха в современной России СМИ с советскими названиями».
Многие из газет, пусть не без трудностей, но перешагнули через эпоху – это государственные институты все изменились, а «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Советский спорт» или «Красноярский рабочий» по-прежнему радуют читателя. Да, у них другая форма собственности, по преимуществу это частные издания. Да, они конкурируют с сонмом новых газет и журналов, иногда пропуская их вперед в гонке за тираж и рекламу. Но они – живее всех живых!
Если обратиться к истории, то можно увидеть: после Октябрьской революции вообще не осталось царских газет – ни с названиями прежних времен, ни с кадрами журналистов. Когда Германия отходила от фашизма, то никаких «Фёлькишер беобахтер» не осталось и в помине.
Что же за знак подают нам современные российские газеты – например, воронежская «Коммуна» или сыктывкарское «Красное знамя», некогда газета, а ныне «информационный портал - преемник независимой газеты»? Или «Знамя Ильича», которое гордо реет в информационном пространстве Заринского района Алтайского края?
Наверное, это показатель того, что никаких особо ощутимых перемен в образе мыслей людей не было и нет. И государство, видимо, не так уж и сильно изменилось, и строй жизни местами остается советским.
А как «у них»? В Германии тоже выходят в свет ранее бывшие ГДРовскими «Нойес Дойчланд» и «Юнге Вельт»,  в Венгрии - «Непсабадшаг». Но там они сегодня – рупоры левых. Там они поддерживаются сторонниками (кстати, находятся оригинальные формы финансовой поддержки изданий, например молодежная «Юнге Вельт» организовала кооператив своих читателей, от распространения номеров члены кооператива даже прибыль получают). Там они реально оппозиционеры, критикуют власть, временами зовут людей на митинги.
А как у нас? Да не так, как у них… Мы же знаем, видим, читаем, как «бывшие советские» в Москве льнут к государственной ноге, не говоря уже о региональных изданиях – там об оппозиции и речи нет, потому что деньги нужны из бюджета, в конкурсах на получение поддержки надо участвовать…
Новая Россия со старой прессой. Не удивительно ли?!

Комментариев нет:

Отправить комментарий