суббота, 27 февраля 2016 г.

От государства – обществу

25 февраля в Высшей школе экономики прошел круглый стол «Развитие системы в оказания социальных услуг в городе Москве: актуальные проблемы участия некоммерческих организаций и предлагаемые решения». Мероприятие было организовано рабочей группой «Социальная справедливость» штаба ОНФ в городе Москве в рамках гранта по экспертизе социальных программ столицы. Двигателем и гранта, и круглого стола была О.В.Коротеева. Мероприятие собрало не только ученых, руководителей социально ориентированных НКО, но и высоких чинов Минэка, Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы.
С основным сообщением о проведенной экспертизе актов московского правительства, посвященных оказанию социальных услуг в городе, выступила д.ф.н., проф. Татьяна Иларионова.
Она отметила:  оказание социальных услуг не является осуществлением властных полномочий, социальные услуги не могут быть признаны услугами государственными. Это услуги общественного смысла, не связанные ни с регистрационными действиями, ни с фискальными мерами, ни с охраной общественного порядка. Природа социальных услуг предполагает совместную ответственность за их оказание государства и общества. Подобные дуальные отношения в иных сферах проявляют себя в том, что за государством сохраняется  контроль за оказанием услуг, тогда как сами услуги отдаются на аутсорсинг – институтам бизнеса и некоммерческого сектора.
Выводы были следующими:
Нельзя не указать и на другие фундаментальные проблемы сформировавшейся законодательной базы.
а) Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" установлен закрытый список социальных услуг. Вследствие этого органами исполнительной власти этот список не может быть расширен.
б) Социальные услуги направлены, прежде всего, на жизнеобеспечение нуждающихся в них граждан.  Не предусмотрены услуги в сфере образования или культуры, которые позволили бы улучшить качество жизни получателей социальных услуг. Между тем ранее проблема повышения качества жизни получателей социальных услуг была в центре внимания федеральных органов власти: так, действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 456 «О порядке финансового обеспечения социальных   программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров».
в) Поставщиками социальных услуг в городе Москве признаются «юридические лица и индивидуальные предприниматели», нет выделения, а вследствие этого и дискриминации, тех или иных поставщиков этих услуг. Основным требованием является включение в Реестр поставщиков социальных услуг города Москвы. Это создает благоприятную основу для деятельности как коммерческих, так и некоммерческих организаций.
г) Но «Порядок…» предусматривает сложную процедуру установления получателя услуг, включения в Реестр поставщика услуг. Защитой от бюрократизма при оказании социальных услуг служит только закрепление сжатых сроков рассмотрения заявлений на получение социальной услуги (пп. 2.8, 2.9, 2.10), но не на включение в Реестр.
д) Кроме того, «Порядок…» требует от поставщиков социальных услуг опыта работы в сфере оказания данных услуг (не менее 5 лет на день обращения о включении в Реестр поставщиков социальных услуг города Москвы – п. 8.1.4), что закрывает доступ к этому виду общественно значимой деятельности и новых социальных предпринимателей, и новых социально ориентированных НКО: после вступления в действие «Порядка…»  уже нельзя оказывать социальные услуги, не будучи включенным в Реестр поставщиков, с одной стороны, однако это лишает возможности приобрести необходимый опыт работы в указанной сфере для вновь организуемых юридических лиц и начинающих индивидуальных предпринимателей – с другой.
е) В нормативных правовых актах нет указания на то, что некоммерческие организации, включенные в Реестр поставщиков социальных услуг, могут признаваться уже на одном этом основании социально ориентированными.
Анализ Реестра поставщиков социальных услуг показал, что город пошел по легкому пути - просто включил государственные бюджетные учреждения социального обслуживания в этот список. Там оказалось только три ООО, которые работают в сфере медицины. И  ни одной НКО.  То есть все условия для двойного бюджетного финансирования, что является грубейшим нарушением законодательства.
Получается, что десятилетия реформ  системы здравоохранения и социальной сферы практически ничего не изменили: государство по-прежнему не только контролирует, но и полностью покрывает своей деятельностью этот рынок услуг, оно не передало и малой его части  субъектам предпринимательства и некоммерческому сектору.
Разгосударствление сферы социальных услуг, по мнению профессора, должно идти по двум направлениям:
-  преобразование формы собственности государственных бюджетных учреждений (акционирование, перевод в статус АНО и т.д.);
- передача большинства из полномочий органов государственной власти в сфере социального обслуживания граждан социальному предпринимательству и социально ориентированным некоммерческим организациям.
Докладчица добавила также, что сегодня все увлеклись составлением разного рода реестров. При Николае I было принято дискриминационное решение о «разборе евреев»: «полезные евреи» должны были быть приписаны к какому-то цеху (гильдии), войти в то или иное сословие (купцов или мещан), а «неполезные» (речь шла о мужском населении, понятное дело) – отправлены в армию. Результатом этого, как известно, стало то, что общество (сначала еврейское, потом в целом российское) было разорвано изнутри. И вот по прошествии почти двух сотен лет – снова реестры, гильдии, сословия… Правильно ли это? Нужно ли это России сегодня?

В ходе круглого стола выступили руководители НКО, а представительница Департамента соцзащиты в завершение сказала, что нужна рабочая группа совместно с общественностью для совершенствования работы в этой сфере.

1 комментарий:

  1. "И вот по прошествии почти двух сотен лет – снова реестры, гильдии, сословия… Правильно ли это? Нужно ли это России сегодня?", - ХОТЕЛОСЬ БЫ УСЛЫШАТЬ ОТВЕТ ОТ АВТОРА ЗАМЕТКИ.

    ОтветитьУдалить