9 июня в
Российском государственном гуманитарном университете состоялась лекция
немецкого профессора Хартмута Леппина из Университета им. Гете,
Франкфурт-на-Майне. Профессор обладает самой престижной в Германии
премией – им.Лейбница, он – специалист по поздней античности. Вот и тема
московской лекции казалась бесконечно далекой от нынешнего нашего бытия: «Смирение и власть. Императоры-христиане
позднего Рима». Господи, где поздний Рим и где мы, грешные? Но оказалось, как
часто бывает с приглашенными профессорами, все очень и очень актуально.
Но сначала несколько слов о
декорациях и ходе действия. Помещение было под стать теме - Большой античный
зал РГГУ с копиями скульптур известных римлян и греков. Организовавшее лекцию московское
бюро Немецкого научно-исследовательского сообщества продумало и сценарий. Было
выступление руководителя бюро д-ра Й.Ахтерберга, представителя посольства ФРГ в
Москве, ректора РГГУ, других ответственных лиц. Пришедшие познакомились с биографией
профессора, с его научными достижениями.
И затем трибуну занял гость.
Основной идеей его выступления стало то, что христианство, утвердившись в Риме,
стало своего рода моральным испытанием для императоров, которым все равно приходилось
бороться за власть, прибегая к самым жутким методам расправы над соперниками, сохранять
социальный порядок, в том числе и рабство, и одновременно стремиться быть
образцом христианина и потому проявлять смирение. Некоторые из императоров претендовали
на то, чтобы быть для своего народа «два в одном»: и властителем, и духовным отцом;
другие с разной долей успеха выстраивали свои отношения с католической
церковью, которая тогда еще не была в полной мере Римской, а могла находиться
то в Милане, то в Каноссе.
Некоторым императорам это
удавалось неплохо – например, Феодосий I процарствовал 16 лет и
определил духовный путь Европы. Другим приходилось не сладко, как, например, Генриху
IV,
императору Священной Римской империи, который хотел было порвать с папой, но
тот отлучил его от церкви, объявил незаконным правителем и вынудил пойти на
попятную. Для современников (дело было в XI веке) хождение Генриха в
Каноссу было настоящим потрясением: император, которому никто не указ, стоял на
коленях три дня в грязи и слезах, чтобы вымолить себе прощение и получить
возможность оставаться императором. Kanossa-Gang до сих пор – действующий фактор
германской и вообще европейской истории, впечатляющий пример смирения ради
власти, унижения ради почестей, подчинения ради права подчинять.
Профессор Леппин апеллировал и к другим примерам смирения и покаяния людей во власти, в частности к тому, что вызвало в свое время шквал эмоций и остается важной вехой новейшей мировой истории. Речь о канцлере Вилли Брандте, когда он 7 декабря 1970 года в Варшаве встал на колени перед памятником погибшим во время восстания в Варшавском гетто.
После лекции было задано много вопросов, в дискуссии приняла участие и профессор Татьяна Иларионова.
Лекция на гуманитарную тему, как часто бывает, оказалась более чем актуальной. Немцы изучают смирение, ищут воплощение христианских ценностей в устройстве общества и государства, американцы, как мы знаем, увлеклись сегодня темой доверия – как основы взаимопонимания людей, сотрудничества общества и власти.
А между тем… А между тем (добавим от себя) в Сургутском государственном университете после реформы тамошней высшей школы возник институт гуманитарного образования и спорта… И ведь создали такое. Есть здесь смирение? Покаяние? Доверие? Или в этом только власть?
Профессор Леппин апеллировал и к другим примерам смирения и покаяния людей во власти, в частности к тому, что вызвало в свое время шквал эмоций и остается важной вехой новейшей мировой истории. Речь о канцлере Вилли Брандте, когда он 7 декабря 1970 года в Варшаве встал на колени перед памятником погибшим во время восстания в Варшавском гетто.
После лекции было задано много вопросов, в дискуссии приняла участие и профессор Татьяна Иларионова.
Лекция на гуманитарную тему, как часто бывает, оказалась более чем актуальной. Немцы изучают смирение, ищут воплощение христианских ценностей в устройстве общества и государства, американцы, как мы знаем, увлеклись сегодня темой доверия – как основы взаимопонимания людей, сотрудничества общества и власти.
А между тем… А между тем (добавим от себя) в Сургутском государственном университете после реформы тамошней высшей школы возник институт гуманитарного образования и спорта… И ведь создали такое. Есть здесь смирение? Покаяние? Доверие? Или в этом только власть?
Комментариев нет:
Отправить комментарий