четверг, 18 декабря 2014 г.

Кризисный перформанс

В декабре, традиционно в приближении елочки, Президент Российской Федерации В.В.Путин проводит большую пресс-конференцию, где речь идет об итогах завершающегося года, о самом горячем. Сегодня это мероприятие венчало 2014 год. Было, как всегда, много аккредитованных - 1259 человек из самых разных СМИ: с телекамерами и без, из отечественной глубинки и из Лондона, с приятными вопросами и такими, что жуть. Научный гумбольдтовский журнал «Россия и Германия» представляла главный редактор,  профессор Татьяна Иларионова.
Пресс-конференция – это своего рода социология (вопросы свидетельствуют о том, что особенно важно, что хочется обсудить) и в определенном смысле клуб (многие друг друга знают, не знают – знакомятся). Журналисты по-прежнему остаются авангардом российском демократии: много вопросов было о стремлении В.В.Путина найти в стране «пятую колонную», о том, к чему подобные поиски вообще ведутся и могут Россию привести.
Однако это регулируемое сообщество. Пресс-секретарь Президента Д.Песков слово в течение двух третей конференции давал знакомым лицам, пулу. Региональных журналистов это обижало («все московские, федералы!»).  Хотя иногда с каким-нибудь вопросом и прорывались люди, приехавшие издалека. Новым для жанра стала Ксюша  Собчак. Этот метод умножения авторитета использовался впервые (а, между прочим, большая пресс-конференция стала десятой по счету).  
Было видно, что у пресс-конференции в этот раз еще была и цель -  в разгар пикирования цен на нефть и обрушения рубля внушить журналистам и обществу оптимизм, показать, что кризисы приходят и уходят, а Россия остается. В какой-то степени это удалось.
Однако сенсаций практически не было. Ну разве что такой рассказ  Президента: «Сейчас одна из наших российских компаний, зарегистрированная где-то в оффшоре на каких-то островах, приняла решение о дивидендах. Законная компания, легальная, работающая, правда, в оффшорной зоне, большая. Приняли решение. Знаете, что дальше происходило? Поскольку там кто-то из «санкционированных» есть, сказали, что местные директора заявили: «Нет, мы не можем вам перечислить деньги за дивиденды, мы должны проконсультироваться». Им говорят: «С кем проконсультироваться? По закону вы обязаны». – «Обязаны, но не будем». Они говорят: «Но это же произвол, мы на вас в суд подадим!» Знаете, что они сделали? Как вы думаете, что они сделали? Не знаете. Я вам скажу: они уволились просто. Цирк, да и только, уволились. А без их подписи деньги не переводят. А потом, после этого, на эти должности директоров никого не подобрать, потому что команда пришла на эти должности не идти. Всё, деньги зависли»[1].
Наивно думать, что пресс-конференции – дело ненужное, для развлечения журналистов. Это не так. Это совершенно не так. Вот пример, как говорится, живой: В.В.Путин, касаясь дела В.Евтушенкова, заявил: «Я надеюсь, что и сама система, которая много сделала для развития, скажем, микроэлектроники, очень активно работает по другим направлениям, а не только в сфере ТЭК, не только восстановит свои позиции на бирже. Мы об этом поговорим, я хочу встретиться с нашими ведущими бизнесменами перед Новым годом, я это делаю регулярно, и господин Евтушенков тоже приглашён на эту встречу»[2]. И вот результат:  акции АФК "Система" подорожали почти на 150 процентов (сообщение с пометкой 16:20, а пресс-конференция кончилась минут за сорок до этого)[3]. Как слово наше отзовется…
И еще. Из ответов Президента следовало, что многое на нашем нерегулируемом рынке регулируется. Он привел пример того, как стабилизировали ситуацию с курсом рубля: «Знаете, два дня назад я с некоторыми из них разговаривал по телефону, по дружбе, и задал вопрос: что же вы придерживаете? Я, кстати, не заставлял ничего делать. «Нам нужно платить по кредитам скоро». Я говорю: понятно, а если по сусекам поскрести, можно на рынок выйти? Подумал, через секунду отвечает: три миллиарда долларов у нас есть. Три миллиарда в загашнике – понимаете, о чём идёт речь? Это же не 30 копеек. Это только у одной компании три миллиарда в загашнике. Так вот по три миллиарда, знаете, наберется не 30, а, может быть, 300 миллиардов. Но заставлять нельзя. Всё равно руководители компаний даже с госучастием, они должны чувствовать, что будет происходить, должны обеспечить устойчивость своих компаний, а для этого Правительство должно с ними работать в тесном контакте и обеспечить их вместе с ЦБ не только валютной, но и рублёвой ликвидностью тогда, когда это им нужно».
Впереди Новый год. Смотрим с оптимизмом?



[1] http://www.kremlin.ru/news/47250
[2] Там же.
[3] http://www.rg.ru/2014/12/18/sistemi-anons.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий