Мы все с большим
вниманием и болью следим за событиями в Украине и убеждены, что Киев останется
одним из центров науки. И готовимся к конференции «The Education and Science and their
Rolein Social and Industrial Progress of Society», которая там
состоится в июне. Публикуем тезисы доклада профессора Татьяны Иларионовой.
25 лет со дня окончания "холодной
войны": интернационализация науки как утверждение гражданских свобод
В
2014 году исполняется четверть века со времени ключевых мировых событий,
произошедших в 1989 году, когда при в общем и целом мирном развитии социальных
процессов, хотя и они сопровождались местными острыми конфликтами, локальными
противостояниями, в том числе и вооруженными, произошел коренной поворот
истории, способствовал резкой эмансипации общества, смене социальной и
политической парадигмы, переходу из одной фазы цивилизационного развития к
другой - от режима советского прошлого к демократическому устройству государства. Большое количество стран по-новому
начало себя идентифицировать, полиэтнические государственные колоссы и более
мелкие суверенные соединения распались на части (СССР, Югославия,
Чехословакия), рухнула Берлинская стена, а вместе с ней множество прежних
политических режимов. И даже не пережившим коренных трансформаций пришлось
заново искать собственные ценностные и нравственные ориентиры, обдумывать внутри- и внешнеполитические доктрины,
определять союзников, решать, кто же теперь враг, организовывать новые союзы и
блоки, искать опору среди тех, кто вчера представлялся соперником.
Огромную
роль в этом социально значимом для всех стран постсоветского пространства
процессе сыграли ученые: именно они стали пионерами свободного въезда и выезда
из ранее совершенно закрытых стран в Европу, именно они стали искать и находить
новые профессиональные и человеческие контакты с коллегами за рубежом. Новая
самоидентификация науки позволила и России, и Украине в значительной степени
сохранить интеллектуальный потенциал, потому что в годы тяжелейшего
экономического кризиса именно эти связи дали возможность реализовать новые
проекты, подняли значение исследований на новую, мировую высоту.
Движение
к интернационализации у различных наук шло с разным темпом: быстрее в новой
ситуации адаптировались представители естественнонаучных направлений, медленнее
– гуманитарии. Однако тот факт, что открылись границы и стало возможным
сотрудничество на уровне отдельных людей и исследовательских групп коренным
образом изменило представление о месте и роли таких ценностей в обществе, как
права человека, как гражданские свободы.
Началась
интернационализация образования, Россия, как и Украина, присоединилась к
основным соглашениям, позволившим войти нашим странам в формировавшееся единое
образовательное пространство Европы, что стало принципиально важным для
развития всех социальных институтов.
В
то же время далеко не все возможности нового мира были использованы нашими
странами. Мы видим, какой рывок сделали страны Европейского союза в последнее
время, каких достижений в экономике, политике, открытости общественной жизни
там смогли добиться. Поэтому столь актуальными являются выявление и анализ исторического значения 1989 года, его социальной синергии и
миссии для последующих этапов развития, когда массы людей изменили собственную
жизнь - поменяли профессию, отреклись от
прежних воззрений, наконец, переселились из страны в страну на фоне глобальных
изменений - фактически одновременного
начала в самых разных странах глубоких
реформ, что, в конечном счете, определило новый вектор цивилизационных
исканиях Европы и всего мира.
У 1989 года был явный немецкий акцент. Центральным его событием стало
падение Берлинской стены. Эти события показывали: мир,
созданный после Второй мировой войны с
его разделительными рвами, конечен и впереди может быть новый этап развития
человечества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий