понедельник, 24 февраля 2014 г.

А мы – в Киев

Мы все с большим вниманием и болью следим за событиями в Украине и убеждены, что Киев останется одним из центров науки. И готовимся к конференции «The Education and Science and their Rolein Social and Industrial Progress of Society», которая там состоится в июне. Публикуем тезисы доклада профессора Татьяны Иларионовой.

25 лет со дня окончания "холодной войны": интернационализация науки как утверждение гражданских свобод

В 2014 году исполняется четверть века со времени ключевых мировых событий, произошедших в 1989 году, когда при в общем и целом мирном развитии социальных процессов, хотя и они сопровождались местными острыми конфликтами, локальными противостояниями, в том числе и вооруженными, произошел коренной поворот истории, способствовал резкой эмансипации общества, смене социальной и политической парадигмы, переходу из одной фазы цивилизационного развития к другой - от режима советского прошлого к демократическому  устройству государства. Большое количество стран по-новому начало себя идентифицировать, полиэтнические государственные колоссы и более мелкие суверенные соединения распались на части (СССР, Югославия, Чехословакия), рухнула Берлинская стена, а вместе с ней множество прежних политических режимов. И даже не пережившим коренных трансформаций пришлось заново искать собственные ценностные и нравственные ориентиры, обдумывать  внутри- и внешнеполитические доктрины, определять союзников, решать, кто же теперь враг, организовывать новые союзы и блоки, искать опору среди тех, кто вчера представлялся соперником.
Огромную роль в этом социально значимом для всех стран постсоветского пространства процессе сыграли ученые: именно они стали пионерами свободного въезда и выезда из ранее совершенно закрытых стран в Европу, именно они стали искать и находить новые профессиональные и человеческие контакты с коллегами за рубежом. Новая самоидентификация науки позволила и России, и Украине в значительной степени сохранить интеллектуальный потенциал, потому что в годы тяжелейшего экономического кризиса именно эти связи дали возможность реализовать новые проекты, подняли значение исследований на новую, мировую высоту.
Движение к интернационализации у различных наук шло с разным темпом: быстрее в новой ситуации адаптировались представители естественнонаучных направлений, медленнее – гуманитарии. Однако тот факт, что открылись границы и стало возможным сотрудничество на уровне отдельных людей и исследовательских групп коренным образом изменило представление о месте и роли таких ценностей в обществе, как права человека, как гражданские свободы.
Началась интернационализация образования, Россия, как и Украина, присоединилась к основным соглашениям, позволившим войти нашим странам в формировавшееся единое образовательное пространство Европы, что стало принципиально важным для развития всех социальных институтов.
В то же время далеко не все возможности нового мира были использованы нашими странами. Мы видим, какой рывок сделали страны Европейского союза в последнее время, каких достижений в экономике, политике, открытости общественной жизни там смогли добиться. Поэтому столь актуальными являются выявление и анализ исторического  значения 1989 года, его социальной синергии и миссии для последующих этапов развития, когда массы людей изменили собственную жизнь -  поменяли профессию, отреклись от прежних воззрений, наконец, переселились из страны в страну на фоне глобальных изменений  - фактически одновременного начала в самых разных странах  глубоких реформ,  что, в конечном счете,  определило новый вектор цивилизационных исканиях Европы и всего мира.

У 1989 года был явный немецкий акцент. Центральным его событием стало падение Берлинской стены. Эти события показывали: мир, созданный  после Второй мировой войны с его разделительными рвами, конечен и впереди может быть новый этап развития человечества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий