воскресенье, 2 февраля 2014 г.

Новый номер



Из печати с некоторым опозданием вышел очередной номер журнала «Государственная служба»? в котором опубликовано интервью Руководителя администрации главы Республики Мордовия Николая Крутова, которое он дал профессору Татьяне Иларионовой во время ее пребывания в Саранске. Публикуем текст интервью.

Николай Крутов: «Государственная гражданская служба – работа для народа»

Аннотация: Руководитель администрации главы Республики Мордовия Николай Крутов в беседе с  ответственным редактором журнала «Государственная служба», профессором Татьяной  Иларионовой размышляет о развитии государственной гражданской и муниципальной службы региона.

В среде ученых, исследующих проблемы совершенствования функционирования государственной гражданской службы, всегда было много споров об управлении этой сложной системой. Как известно, в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. 79-ФЗ  государственной гражданской службе Российской Федерации" есть положения, касающиеся этой проблемы. Однако на федеральном уровне централизованная система пока так и не была создана. Зато она решена в некоторых регионах.
Об опыте Республики Мордовия в деле управления государственной гражданской службой рассказал руководитель администрации главы Республики Мордовия Николай Крутов в беседе с  ответственным редактором журнала «Государственная служба», профессором Татьяной Иларионовой.

– Уважаемый Николай Сергеевич! Управление государственной гражданской службой – дело, требующее комплексного подхода. Как эта система работает в Республике Мордовия?
Сам институт государственной гражданской службы – молодой, он появился только в современной России.
В Республике Мордовия он получил свою правовую основу 26 января 1996 г., когда в развитие Федерального закона был принят Закон нашего субъекта Федерации о государственной службе. Затем, в рамках проведенной реформы, этот акт получил новую редакцию. В соответствии с ним за вопросы организации и функционирования государственной гражданской службы в республике отвечает администрация главы Республики Мордовия. В администрации создано Управление государственной службы, его возглавляет один из моих заместителей, и внутри этого Управления есть отдел по вопросам государственной службы и кадров.
У этого подразделения с самого начала работы было много направлений,  немало с тех пор появилось и нового. Так, в связи с принятием Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ  противодействии коррупции" усложнились задачи, поскольку теперь значительное внимание уделяется вопросам прохождения государственной гражданской службы – начиная с декларирования доходов, расходов и имущества и кончая контролем за  поведением государственных гражданских служащих.
Всего у нас на государственной гражданской службе 1250 сотрудников. Кроме того, в Республике Мордовия 2650 муниципальных служащих, с которыми мы, конечно, взаимодействуем, обеспечиваем их работу, в первую очередь, методически.
Новым в нашей работе является и формирование кадрового резерва государственной гражданской службы, резерва управленческих кадров. Тут главный принцип – открытость, доступность сведений о вакансиях, взаимодействие со средствами массовой информации по поводу кадровой политики на государственной гражданской службе.
– Отбор на государственную гражданскую службу – наверное, один из наиболее важных этапов работы с кадрами, потому что от того, кто пришел в  аппарат органов власти, зависит в последующем все – и качество оказываемых услуг, и эффективность исполнения законов, и авторитет у граждан. Как сегодня в республике строится эта работа?
Мы применяем самые разные методы оценки кадров. В свое время   мы тесно сотрудничали с Волго-Вятской академией государственной службы, ученые которой подготовили для нас тесты для оценки резерва кадров. Это позволяло выявить потенциал тех, кто стремится на государственную гражданскую службу.
Кроме того, с помощью науки, в том числе специалистов Саранского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, мы ведем мониторинг кадрового обеспечения государственных органов и эффективности использования кадрового резерва.
– А как идет работа с резервом?
У нас создано два вида резерва: один – по результатам конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и включения в кадровый резерв (их около 120 человек), другой – управленческих кадров (около 70 человек). Этих людей мы не выпускаем из своего поля зрения. Они проходят соответствующую подготовку на курсах повышения квалификации, здесь же обучаются специалисты, вошедшие в резерв  муниципальных органов власти.
Их мы привлекаем также к различным мероприятиям, в том числе таким ответственным, как проведение мониторинга по проблемам функционирования государственной гражданской и муниципальной службы. В последующем именно из резерва стараемся подбирать кандидатов на открывающиеся вакансии. Но никакого механического подхода здесь, конечно, нет. Принцип открытости при назначении на должности гражданской и муниципальной службы обязательно соблюдается.
– Вы упомянули учебу резерва. Но ведь, наверное, основные усилия прилагаете, в соответствии с законом, к обучению уже занятых на государственной и муниципальной службе людей?
Конечно. Обучение кадров, как, наверное, и в других субъектах Федерации, у нас  идет по нескольким направлениям: повышение квалификации, профессиональная переподготовка. Нашими основными партнерами тут являются вузы Республики Мордовия, в первую очередь, Мордовский государственный университет и Саранский филиал РАНХиГС. Есть прочные контакты и с другими вузами страны – с Нижегородским институтом управления – филиалом РАНХиГС, например.
У нас есть программы обучения, в которых указываются тематика рассматриваемых вопросов и категория слушателей. Конечно, все наши заказы на обучение государственных гражданских служащих размещаются на основе тендеров.
Кстати, о тендерах. Когда был принят Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", нам много пришлось учить государственных гражданских служащих, в том числе в Москве, тому, чтобы все операции, регламентированные законом, выполнялись правильно, без всяких нарушений.
В целом на подготовку кадров, обучение государственных гражданских и муниципальных служащих мы расходуем более 40 млн руб. в год. Это немалые средства. И тратя их, мы вправе потом требовать с наших кадров качественную работу.
– От государственных гражданских, от муниципальных служащих можно нередко слышать, что их труд не очень хорошо оплачивается. Как с этим обстоит дело в Мордовии?
Вопросы оплаты труда государственных гражданских служащих занимают в нашей работе большое место. И у нас оплата труда давно уже сориентирована на получение конечных результатов. Разработана система денежного содержания. Она предусматривает две части денежного содержания: постоянную и переменную. Постоянная часть – это то, что обусловлено законодательством, то, что государственный гражданский служащий в любом случае должен обязательно получить: должностной оклад, надбавку за выслугу лет, оклад за классный чин, секретность (если работа с этим связана). Переменная часть – это надбавка за особые условия гражданской службы, ежемесячное денежное поощрение и ежеквартальная премия. Вот это государственному гражданскому служащему нужно заработать. Премиальная часть опирается на разработанную нами систему показателей результативности и эффективности органов власти. Мы используем данные государственной статистики, данные отчетов министерств и ведомств. И в зависимости от успеха того или иного ведомства, его коллективу направляется определенная сумма для поощрения сотрудников. Внутри аппарата ее распределяет руководитель – в зависимости от показателей работы конкретных государственных гражданских служащих.
И здесь мы не обходимся без науки. Над совершенствованием этой системы показателей, обоснованностью поощрений государственных гражданских служащих работают специалисты Мордовского государственного университета. Мы идем по пути персонификации процесса оплаты труда, стараемся опираться в этом тонком вопросе на объективные данные о качестве работы служащих. Словом, мы хотим научиться дифференцировать оплату в зависимости от вклада сотрудников в общий результат работы государственного органа и опираться при этом не на абстрактные наблюдения или субъективные мнения, а на обоснованный расчет.
– Среди показателей результативности сегодня есть и такой, как отсутствие коррупции. Вы сказали уже о том, насколько сегодня эта работа важна. Как она у вас организована?
Эта работа носит плановый характер. В отделе по вопросам государственной службы и кадров образован сектор кадровой работы и профилактики коррупционных и иных правонарушений. Разработан порядок предоставления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, проходят проверки полученных сведений. Так, из 1250 государственных служащих мы запросили уточняющие сведения на 720 человек. Делается это не из-за недоверия к кадрам, а в плановом порядке. Но мы уже получили данные о том, что у 35 человек представленные сведения либо неполные, либо не соответствуют действительности. Понятно, что в этих случаях будут проводиться служебные проверки. 11 государственных гражданских служащих привлечены к дисциплинарной ответственности по итогам подобных проверок.
Работа по противодействию коррупции дает свои результаты. Ответственность к делу в аппаратах министерств и ведомств  повысилась, улучшилось качество предоставляемых гражданам государственных услуг.
– Действительно, главным критерием работы органов государственного управления является качество государственных услуг. Что здесь нового?
Я еще раз хочу подчеркнуть: сегодня требование открытости затрагивает буквально все стороны работы органов государственного и муниципального управления. И потому в оказании услуг, как и в противодействии коррупции, очень важна оценка населения, мнение людей. Мы постарались воспользоваться самыми передовыми технологиями в этой сфере, создали целый ряд многофункциональных центров, благодаря которым     наладили  более комфортный для людей, современный для системы управления способ взаимодействия  с гражданами, внедрили тот самый принцип «одного окна», о котором раньше говорили только в столице. В Саранске МФЦ создан совместно с ФГУП «Почта России». При модернизации здания почтамта администрация главы Республики Мордовия заказала на основе софинансирования площади под многофункциональный центр. Благодаря этому граждане смогут получать более полусотни услуг,  в перспективе около сотни услуг, значительная их часть будет предоставляться в электронном виде.
У нас есть хорошие МФЦ в Ковылкино и Рузаевке – это большие города республики. Впереди – внедрение подобных центров во всех районах, свяжем их в электронную сеть, благодаря этому поставим заслон  коррупции, устраним жалобы населения на качество работы органов власти.
А для нас это очень важно, потому что жизнь наших людей нуждается в том, чтобы она стала лучше. В республике сохраняются серьезные демографические проблемы, сокращается количество поселений,  есть  проблемы с занятостью, особенно молодежи. Наша экономика пока не восстановилась в полной мере после падения производства в 1990-х годах.
-– Наверное, это все те вопросы, которые вы обсуждаете и решаете вместе с органами местного самоуправления. Как строится в Мордовии взаимодействие государственной гражданской и муниципальной службы?
Республиканский бюджет на условиях софинансирования берет на себя большую часть расходов на обучение муниципальных служащих. Так, недавно  повышение квалификации прошли 197 заместителей глав муниципальных образований. Задача – обучить всех руководителей 357 муниципальных образований.
Наша республика – многонациональная. Но главная ее «форма» жизни – толерантность. У нас три крупные группы населения русские, мордва и татары. Между селами нет никаких границ по языковому или национальному признаку, люди испокон веков живут вместе. И это отражается на кадровой политике: люди в селах привыкли выбирать себе руководителей не по признаку национальности, а по деловым качествам. Вот потому можно встретить в мордовском поселении на должности главы татарина, а в  татарском – русского. Это давние традиции, это хорошие традиции.
Думаю, в целом это для нас должно быть примером – выдвигать в руководители людей дела, тех, кто будет действовать в интересах граждан, кто сможет честно и результативно  работать.
Кроме того, мы хотим, чтобы был общий подход к  работе с населением. Мы ввели в практику проведение по всей республике  приема  граждан. Он организуется не только в кабинетах администрации, но и с выездом в населенные пункты. Перед выездом анализируются проблемы населения, обращения, которые пришли в районные или республиканские органы власти, это могут быть вопросы  функционирования ЖКХ, пенсионного обеспечения, правопорядка. А затем уже формируются группы специалистов и руководители, и ответственные за тот или иной вопрос служащие, которые и ведут прием населения. После выездов принимаются конкретные решения, которые направлены на то, чтобы проблемы, затрагиваемые гражданами, были сняты.
Особенно эффективной оказалась подобная работа после кризиса 2008 г., когда остро встал вопрос с трудоустройством людей. Мы разработали тогда программу самозанятости и провели целевые выездные приемы населения, работали с теми, кто потерял работу. Объясняли, как именно можно открыть свое дело, какие  предусмотрены  субсидии. И люди откликались на наши  предложения.
В республике несколько лет назад был провозглашен такой  лозунг: «Согласие. Порядок. Созидание». Мы стремимся именно ему и следовать.



четверг, 30 января 2014 г.

Встреча бизнеса и науки

28 января прошел уже ставшим традиционным прием в посольстве Германии, его организатором был  департамент экономики и науки. В свое время в посольстве  была проведена эта поразительная  административная реформа - объединение ранее раздельно существовавших сред, которые теперь стали в политике дружественной страны осознаваться не просто как смежные и дополняющие друг друга, а как единые, не живущие порознь. Экономика подпитывается, движется наукой. В свою очередь науке – никуда без экономики.
Собравшимся в отсутствие уже назначенного, но еще не прибывшего нового посла был представлен действующий состав департамента экономики и науки, было сказано, что для бизнесменов и ученых сотрудники департамента, как и консульства, будут оказывать содействие в получении виз для поездок.

Дружеский фуршет прошел очень тепло. Среди гостей приема была также профессор Татьяна Иларионова, главный редактор научного гумбольдтовского журнала «Россия и Германия».

понедельник, 27 января 2014 г.

Год 1989-й и его уроки

Вышел из печати сборник «Актуальные проблемы гармонизации межнациональных отношений на муниципальном уровне» по итогам научно-практической конференции, состоявшейся в РАНХиГС при участии Общественной палаты Российской Федерации 25 сентября 2013 г.
В сборнике опубликована статья профессора Татьяны Иларионовой о четверть вековом опыте «гармонизации» отношений  народов России – после глубинных трансформаций, которые привели в свое время к распаду СССР (Иларионова Т.С. Уроки для современности. Год 1989-й: феноменология этнополитических конфликтов//Актуальные проблемы гармонизации межнациональных отношений на муниципальном уровне: сборник трудов научно-практической конференции.- М.: М.: Издательство «Юрист», 2013.- С. 41 – 48.- 0,6 п.л.).

Основная мысль статьи: за 25 лет, прошедших с момента острого кризиса в межнациональных отношениях, не выработано сколько-нибудь пригодного к реализации курса в этой сфере. Печально, но, как и прежде, нет ни языковой, ни поселенческой политики, ни политики финансирования развития этнокультурной самобытности… А понимание государственными органами всех этих проблем – на уровне советского времени…

суббота, 25 января 2014 г.

И Гумбольдт опять впереди!

В пятницу, 24 января, состоялось заседание членов правления Московского гумбольдтовского клуба. Оно было посвящено приближающему коллоквиуму "Роль Фонда Гумбольдта в консолидации и развитии российской науки в период трансформации", который состоится 26-28 февраля 2014 года. В заседании приняла член правления клуба профессор Татьяна Иларионова.
Мероприятие пройдет на базе НИУ ВШЭ (Москва, Мясницкая, 20). Пока программа выглядит так:
26 февраля - 10.00-18.00:
- круглый стол на тему "Мега-гранты российского Правительства и «Инициатива совершенства» правительства ФРГ: шанс для лучшего взаимодействия?"
- сессия "Сети эламни: что они из себя представляют и какие функции выполняют?" (краткие сообщения)
27 февраля - 10.00-14.00
- сессия "Германо-российское сотрудничество в исследованиях и преподавании: «истории успеха"
14.00-17.00 - фуршет
28 февраля - 10.00-12.00 воркшоп с потенциальными заявителями на программы Фонда Гумбольдта (со Штеффеном Мелихом).
С учетом того, что рабочего времени на коллеге сравнительно немного, предполагается проведение постерных сессий. Кроме того, есть возможность опубликовать статьи по мотивам коллега в журнале "Россия - Германия" (гл. редактор - Татьяна Иларионова).

Направлены приглашения на открытие Послу ФРГ, Президенту РАН, представителям российских и немецких научных фондов и организаций
 Убедительно просим желающих поучаствовать выслать не позднее 14 февраля с пометкой "Гумбольдтовский коллегна адрес координатора коллега, проф. Чепуренко А.Юachepurenko@hse.ru (с подтверждением получения) краткие заявки следующего содержания:
- ФИО, ученая степень, звание, аффилиация с Фондом (стипендиат, лауреат премии), научное учреждение /вуз
- адрес, контактные телефоны и мейл
- тема возможного сообщения и краткая аннотация (на немецком или английском), до 100 слов, или
- заявить о желании поучаствовать в постерной сессии
- или заявить об участии без выступления.
Рабочие языки - английский и немецкий, перевод не предусмотрен!
К сожалению, смета коллега не предусматривает возможности оплаты проезда и проживания.
Просим вас обратить внимание своих более молодых коллег на возможность получить более подробную информацию о Фонде и поучаствовать в постерной сессии, а также во встрече с д-ром Мелихом по вопросу об участии в стипендиальных программах Фонда.



вторник, 21 января 2014 г.

Гайдаровский форум об устойчивом развитии, которого нет и которого не будет

15 – 17 января 2014 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации прошел  Гайдаровский форум под названием  «Россия и мир: устойчивое развитие». Итогом обсуждения стал печальный вывод о том, что никакого устойчивого развития в мире нет и, видимо, в ближайшем будущем не будет.
Более того, дискуссии  показали, что всякий раз из кризисов мир выходил совершенно новым, не таким, каким вступал в бурый поток глобальных трансформаций. Вот и теперь после потрясений  2008 года восстановление началось не повсеместно, не так, как обычно,  и, главное, это восстановление совершенно не наблюдается в России. Что впереди? А кто его знает…
Форум собрал звездный интеллектуальный состав: Д.А.Медведева, зампреды Правительства, федеральные министры, губернаторы, ОЭСР в лице своего генсека, бывшие президенты ряда стран, нынешние политологи и экономисты. И фигуры из центра споров: А.Чубайс, Дж.Сакс.
Участником форума была профессор Татьяна Иларионова. Она присутствовала на панельных дискуссиях, брала слово  в  экспертной дискуссии «Государственный аудит: теория и практика мирового развития и опыт России». В кулуарах прошли беседы с  губернатором Ульяновской области С.И.Морозовым, советником по вопросам финансов посольства Германии в Москве В.Мюнхом, с заместителем руководителя Федеральной налоговой службы России А.Л.Оверчуком.
Крайне интересной была заключительная дискуссия, фактически лекция ректора РАНХиГС В.А.Мау и последующее выступление А.Г.Аганбегяна. Именно их мысли и способствовали тому, чтобы слушатели сделали вывод: что там впереди – никто не знает, прогноз крайне затруднителен. А ведь возможности у России – каких в мире еще поискать!


воскресенье, 19 января 2014 г.

Ульяновский Уполномоченный

Перед самым Новым годом вышел из печати № 5/2013 журнала «Государственная служба» с интервью профессора Татьяны Иларионовой, которое она взяла у Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области Александра Павлова (Уполномочен для противодействия коррупции//Государственная служба.-2013. - № 5.- С. 39 – 40).
Александр Федорович – единственный в своем роде,  нигде в стране подобной должности больше нет.  И разговор об опыте Ульяновской области получился содержательным, полезным.

Публикуем текст:


Уполномочен для противодействия коррупции

Противодействие коррупции на протяжении последних лет находится в центре внимания общества и государства. В субъектах Федерации по-разному подходят к решению этой проблемы, где-то формально следуют указаниям законодательства, где-то проявляют активность и инициативу.
В Ульяновской области с этой целью учреждена специальная должность. О том, что входит в обязанности Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области, какие стоят перед ним задачи ответственному редактору «Государственной службы» Татьяне Иларионовой рассказал Александр Федорович Павлов, замещающий эту единственную в России должность.
- Когда и с какой целью был создан институт Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области?

- Эта должность была введена в июне 2009 года, через полгода после принятия  Федерального закона  от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», после принятия Закона Ульяновской области от 4 февраля 2009 г. № 08-ЗО «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О противодействии коррупции в Ульяновской области».

Уполномоченный - государственная должность, я подчиняюсь только губернатору области. Цели и задачи работы связаны с правовым статусом -   исполнением Федерального и областного законов, и все перечисленные там  функции – это мои функции, функции восьми моих сотрудников Это -  проведение в Ульяновской области единой государственной политики в области противодействия коррупции;  создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;  принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению, начиная с внедрения элементов антикоррупционного образования и воспитания в школах области; совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью и другие. Каждый из сотрудников аппарата Уполномоченного отвечает за свое направление.

Но помимо этого мы ведем большую аналитическую работу, занимаемся поиском и исследованием возможных зон коррупционного риска. Эти зоны возникают в государстве, как правило, вследствие принятия некачественного законодательства. Так что одна из главных наших задач – мониторинг предложенных законопроектов, иных нормативно-правовых актов с целью выявления их возможных «дефектов». Но, как известно, коррупция возникает и тогда, когда законы уже приняты и действуют. И мы также тщательно следим за правоприменением с тем, чтобы потом внести свои предложения по совершенствованию регионального законодательства, актов органов местного самоуправления.

- Вы публикуете результаты своей работы?

- Да, мы регулярно готовим доклады на эту тему, представляем их губернатору области, Законодательному собранию Ульяновской области.

- Какие же, на Ваш взгляд, есть сегодня зоны повышенного коррупционного риска?

- Если выстраивать своего рода иерархию этих рисков, то можно сказать, что основные проблемы – во внутриорганизационной деятельности наших министерств. И это значит, что нормативное творчество, которое там сегодня происходит, должно подвергаться углубленному изучению. По закону, как известно, антикоррупционная экспертиза – в руках органов исполнительной власти, в том числе органов юстиции. Так что наш инструментарий – исследование, анализ.

Это дает нам свободу действий. Мы не только смотрим, где возникает коррупция, как она себя проявляет, но и почему она возникла, что за причины тут были. Это позволяет видеть, как будет развиваться негативный процесс дальше, какие меры необходимо принять, чтобы пресечь коррупцию.

В результате такого анализа проектов нормативных актов мы, по нашим подсчетам, за четыре с половиной года предотвратили потери бюджета на 4,5 млрд рублей.

Кроме этого, подобная  работа дает возможность вносить предложения по эффективному использованию ресурсов. Так, мы настояли, чтобы вновь была создана комиссия по целевым программам. В нее вошли все те, кто  должен отвечать за эффективность трат областного бюджета: министр финансов, заместитель председателя областного Правительства по финансам, руководители контрольно-счетных органов. В результате деятельности комиссии за год ее работы с рассмотрения было снято 8,5 млрд. рублей.

Если говорить конкретно, то зонами коррупционного риска, например,  являются при приватизации областного или муниципального имущества занижение стоимости приватизируемых объектов; при распределении субсидий - аффилированность членов конкурсных комиссий со структурами эти  субсидии получающими.

На основе своих наблюдений мы готовим представления в правоохранительные органы. Таких представлений по конкретным случаям коррупционных правонарушений было уже около двух десятков. В результате последовал целый ряд отставок замещавших должности государственных служащих, возвращены были на доработку некачественные проекты нормативных правовых актов.

Но мы понимаем, что главное - внушить причастным к бюджету людям, что за коррупцию последует неотвратимая ответственность. Вот это, на мой взгляд, самое главное, что нами должно быть сделано. Неотвратимость ответственности – вот ключ. А как этого  добиться? Мы должны иметь базу данных по всем проверкам внутреннего и внешнего финансового контроля, с одной стороны, а с другой – мы должны иметь базу данных по применению мер ответственности. И анализировать соразмерность применения работодателем мер ответственности за содеянное. Сегодня это нами делается и выносится на обсуждение специально созданной комиссии во главе с первым заместителем губернатора.

- Наука учит, что помимо негативной ответственности, когда за противоправным деянием следует кара, должна формироваться позитивная ответственность, благодаря которой правонарушения не совершаются, ведь человек знает: ответственность может наступить, если он будет уличен в чем-то незаконном.

- Конечно, мы ведем, в первую очередь, профилактическую работу. Уполномоченный – не представитель правоохранительных органов. Именно потому, что изучаем явление, анализируем возможные риски, мы и обеспечиваем на начальных стадиях устранение коррупционных зон, а значит, мы способствуем предотвращению коррупции еще тогда, когда она не вовлекла в свой процесс конкретных служащих, не подтолкнула к преступлению.

Кроме этого, мы ведем антикоррупционный мониторинг. Он включает в себя:

1) мониторинг достигнутого уровня противодействия коррупции в системе государственных органов Ульяновской области и подведомственных им государственных учреждений, а также в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области;
2) мониторинг эффективности применения государственными органами Ульяновской области антикоррупционных мер, предусмотренных федеральным и региональным законодательством Ульяновской области;
3) мониторинг мер по повышению эффективности противодействия коррупции, принимаемых на федеральном уровне, государственными органами других субъектов Российской Федерации.

Но, на мой взгляд, успех всей этой работы зависит не только от нас или  общественности, выявляющей и предупреждающей коррупцию, но и от деятельности правоохранительных органов.  Это их основная функция – защитить государство и граждан от нарушений закона, наказать виновных. Конечно, здесь не все так просто. Чтобы добиться неотвратимости ответственности за коррупцию, необходимо наладить эффективную работу нашей правоохранительной сферы: наполнить ее квалифицированными кадрами, дать им достойную оплату труда.

- Как Вы взаимодействуете в своей работе с общественностью? В свое время с целью экспертизы законопроектов на основе Федерального закона была создана Общественная палата Российской Федерации, знаю, что и в Ульяновской области активно действует региональная общественная палата.

- Конечно, мы находимся в тесной связи с общественностью, с гражданами. Более того, чтобы эту связь упрочить в Ульяновской области была создана Палата справедливости. В нее вошли все уполномоченные: Уполномоченный по правам человека, Уполномоченный по защите прав ребенка, Уполномоченный по защите прав предпринимателей и Уполномоченный по противодействию коррупции. Такое объединение было продиктовано соображениями экономии: сделали единый аппарат по обеспечению деятельности этих уполномоченных. Председательствуют уполномоченные в  Палате по очереди.

Но губернатор С.И.Морозов пошел еще дальше. Поскольку нужно активно включать в дела области представителей гражданского общества, то наша Палата стала называться по-новому: Палата справедливости и общественного контроля. Из муниципальных палат справедливости формируются органы общественного контроля, которые будут в контакте с областной Палатой справедливости и общественного контроля.

В своем обновленном виде она начнет работу с 1 января 2014 года. Причем ее статус высокий – 31 октября 2013 года был принят специальный областной Закон. В соответствии с ним будет сформирована    многоуровневая система контроля в социально значимых отраслях на территории Ульяновской области: здравоохранении, образовании, социальной защите населения, ЖКХ и благоустройстве, безопасности пассажирских перевозок, потребительских услуг. При Палате справедливости и общественного контроля сформируют Координационный Совет, который будет состоять из активных, неравнодушных граждан, имеющих опыт общественной работы. 

- Как становятся Уполномоченными по противодействию коррупции? Как им стали Вы?

- У меня и техническое, и экономическое образование. Я десять лет был в области заместителем губернатора. А потом некоторое время занимался коммерческой деятельностью, но предпринимателем оказался не очень удачливым в силу разных обстоятельств, в том числе и политических. А затем мой опыт оказался снова востребован, губернатор С.И.Морозов пригласил меня поработать его советником, а затем предложил занять эту единственную в России должность.

Стараюсь быть на прямой связи не только с органами власти, но и с гражданами. Мы уделяем большое внимание «сигналам с мест». Каждый может ко мне обратиться напрямую – и по телефону, и благодаря сайту Уполномоченного. На нем мы стараемся показать всю свою работу, наши доклады, аналитические заключения по проектам законов и нормативно-правовых актов - все в открытом доступе. Думаю, что это способствует созданию новой, более здоровой атмосферы в обществе, помогает сберечь государственный и муниципальный рубль, содействует тому, чтобы такое явление, как коррупция, наконец, ушло из нашей жизни.