среда, 10 июля 2013 г.

Коррупция: «вопросы на понимание»

9 июля 2013 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол «Противодействие коррупции в сфере образования на муниципальном уровне», организованный Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике  (член Комиссии – А.Н.Арбузов) совместно с Лабораторией антикоррупционной политики и экспертизы  факультета «Международный институт государственной службы и управления»  Российской академии народного хозяйства и государственной службы  при Президенте Российской Федерации (руководитель Лаборатории – Т.С.Иларионова).
Целью мероприятия стало представление общественности промежуточных итогов работы ученых над проектом о противодействии коррупции в образовании. Было необходимо услышать мнение руководителей школ, органов управления образованием, силовых структур о ситуации в этой важной сфере, определить, куда в практических мерах двигаться дальше.
Выступили 19 участников круглого стола – своего рода рекорд для публичных обсуждений подобного формата. В их числе было три члена Общественной палаты Российской Федерации – А.Н.Арбузов, С.В.Симак, В.А.Слепак. Состоялись включения по видеосвязи из региональных общественных палат – из Новосибирска и Абакана, а в самом зале были выступавшие, представлявшие различные общественные объединения Москвы, Кабардино-Балкарии, Оренбурга, наконец, из числа сотрудников научной Лаборатории слово получили пятеро ученых, основное сообщение сделала Т.С.Иларионова.
Беда была только с представителями органов власти. Свое участие в кругом столе накануне подтвердили председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию Алексей Никонов, председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина, министр образования Московской области Марианна Кокунова, заместитель начальника отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений Департамента государственной службы, кадров и мобилизационной политики Минобрнауки России Виктория Степанова.  Никто из них до Общественной палаты так и не дошел (кстати, на сайте  http://top.oprf.ru/news/11514.html  сегодня ошибочно так и «висит», будто бы они приняли деятельное участие в круглом столе).
И это уже тенденция последнего времени: органы государственной власти просто игнорируют подобного рода публичные мероприятия.
Были только два представителя силовых структур -  старший уполномоченный по особо важным делам Управления «К» ГУЭП ИПК МВД России А.С.Туваев (он свой короткий текст зачитал по бумажке) и старший инспектор отдела аналитического  обеспечения информационно-методического управления Главного организационно-инспекторского  управления Следственного комитета Российской Федерации В.В.Ямников, который вообще не сообщил присутствующим ни одной цифры, ни одного факта о деятельности следственных органов по противодействию коррупции, он только профессуре задавал «вопросы на понимание», поставил общественности «на вид», что у нее для противодействия коррупции никакой нет концепции.
Итоги круглого стола будут обобщены и представлены в виде рекомендаций.
Видеозапись круглого стола можно найти по адресу: http://top.oprf.ru/news/11514.html
Публикуем также раздаточный материал, который был подготовлен к заседанию.

К круглому столу «Противодействие коррупции в сфере образования на муниципальном уровне».
Общественная палата Российской Федерации, 9 июля 2013 года
Организатор: Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике  совместно с Лабораторией антикоррупционной политики и экспертизы факультета «Международный институт государственной службы и управления» Российской академии народного хозяйства и государственной службы  при Президенте Российской Федерации
Эффективность антикоррупционной политики в России после принятия Федерального закона «О противодействии коррупции» неоднократно находится в центре широких обсуждений и анализа. Внимание  общественности и исследователей особенно было привлечено к противодействию коррупции на государственной службе, лицами, замещающими должности Российской Федерации, должности субъектов Российской Федерации. Значительный объем актуальной информации по этой теме попадает в средства массовой информации, журналисты пишут о фактах коррупции, о разоблаченных коррупционерах, придают гласности данные о действиях следственных органов по противодействию коррупции.
Вследствие этого в значительную информационную тень ушла такая острая проблема современной России, как коррупция в сфере образования. Сфера образования затрагивает каждого гражданина, она - в основе развития сильной экономики, она - источник квалифицированных и честных кадров для госаппарата. Однако, по экспертным оценкам, в сфере образования осуществляется сегодня многомиллиардный оборот незаконных, преступных коррупционных средств, которые оказывают давление на систему изнутри, на качество обучения в школе, вузе, в учреждениях профессионального образования, меняют отношения «преподаватель - студент», «школьный учитель - родители», девальвируют всю систему подготовки кадров, объективной оценки знаний. Коррупция в сфере образования стала настоящим социальным злом, противостоять которому можно только на основе всестороннего изучения проблемы, подготовки реализуемых и результативных предложений по противодействию этому злу в школе и вузе, в иных сегментах  системы образования.
По оценкам экспертов наиболее коррупционными сферами в системе образования являются:
- система управления выделенными на нужды образования коммерческими и бюджетными средствами через финансово-кредитные и коммерческие структуры, организованные в коррупционные системы, руководителями которых, по мнению Сатарова Г.А. «часто являются высокопоставленные чиновники и политики»[1];
- процедуры приема в дошкольные, школьные государственные и частные образовательные учреждения;
- существующая система поборов на реальные или вымышленные образовательные нужды;
- процедуры прохождения единого государственного экзамена, связанные с использованием системы коррупционных схем получения незаслуженно высоких оценок по базовым предметам;
- система государственного и коммерческого финансирования высших учебных заведений;
- процедуры поступления в престижные высшие учебные заведения;
- получение справок об инвалидности, обеспечивающих реализацию права поступления на бюджетные места в высшие учебные заведения;
- поступление в высшие учебные заведения,  как легитимное основание получения отсрочки от службы в армии;
- процедуры сдачи зачетов и экзаменов;
- процедуры поступления в аспирантуру и докторантуру;
- подготовка магистерской, кандидатской  или докторской диссертации;
- процедуры защиты диссертаций;
- проведение различных экспертиз в системе образования.
Условиями, способствующими формированию и развития коррупции в сфере образования, являются:
- реализация системы непрерывных реформ системы образования без должной предварительной экспертной оценки стратегических и тактических направлений реформирования, а также возможных негативных последствий реализации его на практике;
- непродуманное использование западной модели образования, внедряемой в форме Болонского процесса;
- отсутствие необходимой нормативной базы, регламентирующей разработку и реализацию систему мер по противодействию коррупции в системе образования;
- резкое снижение социального статуса воспитателя, учителя, преподавателя ВУЗа в отечественном социуме;
- ужесточение контрольных и карательных функций в системе управления образованием;
- отсутствие прозрачной системы оценки качества образования, образовательных учреждений, профессионализма субъектов педагогического труда;
- низкий уровень зарплат воспитателей детских садов, учителей средних школ, научно-педагогических работников высших учебных заведений.
Актуальность темы исследования обусловлена большой социальной значимостью оздоровления сферы образования как имеющей непосредственное отношение к формированию личности и общества в целом.
Коррупция в последнее время стала наиболее обсуждаемой и привлекающей всеобщее внимание темой. В конце 2012 – начале 2013 года прошли громкие задержания высокопоставленных чиновников разных ведомств, которым были предъявлены обвинения в крупных хищениях, вымогательствах, злоупотреблениях должностным положением, нецелевом расходовании бюджетных средств.
Активно развивалось законодательство, призванное поставить под больший, чем ранее, контроль не только доходы, но и расходы государственных служащих, лиц, замещающих государственные должности, руководителей государственных корпораций. К этой теме с начала 2013 года Президент Российской Федерации В.В.Путин обращался в своих выступлениях чуть ли не ежедневно, используя самые разные возможности обращения к гражданам страны, встреч с профессиональными сообществами,  участия в работе органов государственной власти[2].
Так, этой проблеме 31 января было посвящено, в частности, расширенное заседание Правительства Российской Федерации, были даны поручения по итогам заседания Государственного совета. На заседании Правительства Президент напрямую связал проблему преодоления коррупции с решением такой важной для нашей страны задачи, как увеличение ее инвестиционной привлекательности, создания атмосферы доверия с представителями иностранных экономик, конкурентоспособности бизнеса.
«Улучшение делового климата, конкурентоспособность всех факторов ведения бизнеса – ключевой вопрос сегодняшней экономической повестки. Вместе с административными структурами нужно делать всё (я имею в виду административные структуры в регионах), чтобы убирать и коррупционные барьеры. Повышение прозрачности государственных процедур, антикоррупционная экспертиза нормативной базы – наша общая важнейшая задача, в том числе Правительства»,- подчеркнул В.В.Путин[3].
Среди поручений было одно дано МВД России, Генеральной прокуратуре Российской Федерации и Следственному комитету Российской Федерации - обеспечить информационное взаимодействие с общероссийскими объединениями предпринимателей в целях установления фактов и предотвращения посягательств коррупционной направленности в отношении предпринимателей (срок – 1 мая 2013 г.)[4].
В начале года прошли заседания коллегий силовых ведомств, на которых проблемы коррупции рассматривались детально.
Значительные проблемы скопились на уровне местного самоуправления. 31 января 2013 года В.В.Путин провёл заседание Совета по развитию местного самоуправления. Обсуждались вопросы совершенствования правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления, на котором обсуждались также проблемы противодействия коррупции. На заседании выступил Генеральный прокурор Ю.Чайка. Он отметил, что Объектами прокурорского вмешательства становятся факты избыточного администрирования предпринимательской деятельности, затягивание разрешительных процедур путём истребования лишних документов, навязывания платных услуг и множественных согласований, а также необоснованного установления местных налогов и сборов.
Помимо этого не всегда соблюдаются жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ветеранов Великой Отечественной войны, не обеспечиваются в полном объёме права инвалидов на беспрепятственный доступ к муниципальным объектам социальной и транспортной инфраструктуры, иные социальные права граждан, нуждающихся в государственной защите. Всего в 2012 году прокурорами выявлено свыше одного миллиона 300 тысяч (рост 16 процентов) нарушений законов, при этом более 230 тысяч из них были связаны с различными коррупционными проявлениями.
В целях устранения нарушений внесено почти 226 тысяч представлений, более 25 тысяч должностных лиц предостережено о недопустимости нарушения закона. Возбуждено свыше 1 тысячи уголовных дел (рост 20 процентов).
На незаконные правовые акты органов местного самоуправления, непосредственно затрагивающие права и свободы граждан, принесено 176 тысяч протестов. После прокурорского реагирования все нормативно-правовые документы приведены в соответствии с законом.
При этом подчеркивалось, что среди всех изученных нормативно-правовых актов и их проектов, подготовленных органами власти всех уровней, более 90 процентов коррупциогенных факторов выявлено именно в документах местного самоуправления[5].
Большое внимание уделялось проблемам противодействия коррупции как препятствия для развития российской экономики[6].
Озабоченность государственной власти в России вызывает и состояние отдельных сегментов экономики, от которых зависит развитие страны, где заняты сотни тысяч специалистов, где сосредоточены наши богатства. Одной из подобных сфер является лесной комплекс России. Там, как заявил Президент, «из-за недальновидных, непродуманных финансовых, кадровых, управленческих решений в лесоустройстве процветает начётничество и коррупция»[7].
Другой – развитие электросетевого комплекса, где «на получение нужных согласований уходит девять месяцев, а то и больше. Сохраняются возможности для разного рода злоупотреблений»[8].
По каким направлениям сегодня ведется противодействие коррупции?
·                  Прилагаются усилия по повышению эффективности проверок законности использования госимущества, надзора за соблюдением законов при размещении госзаказов[9].
·                  Усиливается надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное следствие по уголовным делам о коррупции[10].
·                  Ужесточается контроль «за людьми самого разного уровня, находящихся на самых разных уровнях государственной лестницы», где  появляется много лазеек для коррупции и использования в неблаговидных целях служебного положения[11].
·                  На основании федеральных законов «О противодействии коррупции» и «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» создана основа для искоренения взяток, «откатов», казнокрадства[12].  
·                  Идет борьба с бытовой коррупцией, в том числе со взятками на дорогах[13].
·                  Есть оздоровление отношений правоохранительных органов с гражданами, с общественными организациями, депутатами местных органов власти в регулировании деятельности сферы ЖКХ, в ее освобождении от разного рода серых схем, воровства и коррупции[14]
·                  Выявляются и пресекаются наиболее значимые системные коррупционные преступления, в том числе совершаемые высокопоставленными должностными лицами[15].
·                  Активизируется работа на таких направлениях, как борьба с общеуголовной организованной преступностью, хищением бюджетных средств, выделяемых на развитие экономики и социальной сферы[16].
·                  Оказывается содействие органам местного самоуправления в улучшении качества подготовки   муниципальных правовых актов благодаря подготовке Министерством юстиции Российской Федерации при поддержке Минрегиона России типовых проектов муниципальных актов в области противодействия коррупции[17].
·                  Проводится антикоррупционная экспертиза правовых актов с целью предупреждения  нарушения прав граждан, а также повышения эффективности  нормотворческих процедур[18].
·                  Обеспечивается контроль надзорными органами в таких общественно значимых и резонансных вопросах жизни муниципалитетов, как распоряжение землёй, имуществом, осуществление закупок, которые являются  самыми коррупциогенными сферами[19].
·                  Большое внимание уделяется проблеме коррупции в судебной системе[20].
·                  Крайне актуальной является задача устранения коррупционных рисков в налоговой сфере[21].
·                  Ставится цель максимального упрощения процедур административного регулирования значимых для бизнеса и граждан процессов (в частности, технологического присоединения к электрическим сетям[22]).
·                  Осознается задача необходимости укрепления института средств массовой информации, от которых зависит не только объективное и непредвзятое освещение событий, но и широкое  просветительство, консолидация граждан в борьбе с такими явлениями, как коррупция, несправедливость и бюрократический произвол, ксенофобия и национализм[23].
Как видно из обзора, проблемы противодействия коррупции в сфере образования не находятся в центре внимания высшей государственной власти страны, как и мирового сообщества.
Это подтверждает свежая научная литература по проблемам коррупции. По преимуществу интерес исследователей в 2012 – 2013  годах  был сосредоточен на вопросах противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе. Второе магистральное направление – изучение правовой стороны противодействия этому злу. Совсем немного работ, посвященных социальным факторам этого явления, противодействию ему в коммерческом секторе[24]. Несмотря на то, что значительное количество этих книг – учебные пособия для вузов, собственно просветительской литературы совсем немного. Как и вышедших по итогам конференции сборников докладов и статей ученых.
Приметой развития социально-политических событий наших дней стало то, что об участии гражданского общества в противодействии коррупции  было только два весомых публикации и обе подготовлены государственными или окологосударственными структурами -  Государственной Думой и Общественной палатой Российской Федерации: результатом работы первой стал выход в печать материалов парламентских слушаний, второй – специальный доклад на эту тему[25].   
Между тем образование – основа функционирования общества, и коррупция здесь становится наиболее негативным фактором социального развития страны.
Коррупция в системе средней школы стала формироваться еще в советское время. Несмотря на то, что тогда в общем и целом соблюдался принцип территориальности при зачислении детей в школу, поборы с родителей, формирование практики подношений руководителям образовательных учреждений и учителям уже началось, что в дальнейшем получило существенное развитие.
Острой проблема стала в 1990-е годы, когда положение школ существенно ухудшилось: учителя стали получать крайне низкую заработную плату, здания школ передавались на муниципальный уровень, где не хватало средств для поддержания их в надлежащем состоянии. С тех пор в сфере образования изменения в положительную сторону произошли значительные[26], однако коррупция не только не сократилась, но и, напротив, увеличилась.
Сегодня в системе средней школы наблюдается масштабный  незаконный оборот  наличных средств, нигде и никем не учитываемых[27], что подрывает  основы получения качественного образования на той ступени, которая определяет всю последующую жизнь человека. Школьные поборы стали инструментом селекции учеников, способом давления на родителей. Они – источник социальной несправедливости, нравственного падения общества в целом, деформации личности детей и подростков. Об этом много самых разных суждений высказывают родители на форумах в Интернете[28].
Родительская общественность  сегодня среди наиболее острых проблем в этой сфере выделяет такие, как[29]:
·        взятки при поступлении в школу;
·        денежные средства, собираемые с родителей на нужды школы;
·        «покупка» оценок;
·        расходы, связанные с подготовкой и сдачей ЕГЭ.
Помимо этого специалисты по противодействию коррупции выделяют и такие коррупционные проявления, как:
              подкуп контролирующих инстанций (СЭС, пожарный надзор и т.д.);
              использование государственного и муниципального имущества с целью извлечения незаконных доходов;
              использование служебного положения в личных целях;
              перераспределение бюджетных средств в личных целях;
              продвижение «своих» людей (кадры, ученики).
Опросы показывают (данные 2010 г.), что, например, в Москве «40% москвичей недовольны системой образования»[30]. 
Коррупция принимает изощренные формы: используется возможность для надомного обучения с целью создания отдельных преференций детям за деньги, для привлечения к такого рода деятельности «мертвых душ» с последующим использованием незаконно полученных средств для личного обогащения администрации[31], сдача в аренду помещений образовательных учреждений для проживания сторонних людей, в санаторно-лесных школах – родителей за наличный расчет без зачисления средств на расчетный счет школ  и т.д.
То есть коррупция наблюдается в нескольких социальных средах, формирующих систему среднего образования:
в среде «школа – родители (ученики)»,
в среде «школа – муниципальные органы образования»,
в среде «школа – иные государственные и муниципальные проверяющие органы».
Причем, «оплата» школой незаконных «услуг» и требований муниципальных и государственных органов власти, проверяющих организаций может осуществляться исключительно за счет родительских средств. В системе образования получил распространение и такой вид коррупции, как «откаты». Они стали явным признаком верхушечной, а не низовой коррупции (в отличие от поборов). С целью получения «откатов» в преступный сговор вступают руководители школы и органов управления образованием для расхищения бюджетных средств, которые предназначаются для удовлетворения текущих или экстренных нужд общеобразовательного заведения.
Нужно понимать, что если система «откатов» остается латентной, глубоко «спрятанной» от контроля и общественной оценки, то поборы с родителей - массовое явление, никак и ничем не скрываемое. Здесь сформировался целый арсенал инструментов настоящего выбивания средств из пап и мам.
Линейка этих поборов показывает изощренность тех, кто их организовывает. Среди поводов для принуждения родителей платить за ребенка следует упомянуть такие, как:
              необоснованный сбор средств на ремонт школы;
              необоснованный сбор средств на иные нужды учреждения, в том числе на поддержание чистоты и порядка в школах, на обеспечение безопасности, охраны;
              оплата праздничных мероприятий по заведомо завышенным ценам;
              принудительные платные факультативные занятия;
              принудительные платные экскурсии по заведомо завышенным ценам;
              принудительные дополнительные занятия по основным предметам, которые преподаются некачественно, в их ходе дети не усваивают материал;
              иные поводы.
Прошедшие в школах Москвы проверки привели к тому, что в 2012 г. более 70 руководителей образовательных учреждений столицы были уволены. Однако при этом внимание было привлечено не столько к поборам, сколько к таким нарушениям финансовой дисциплины, как искусственное увеличение количества учащихся в учреждениях среднего и дополнительного образования, начисление зарплат по завышенным разрядам, прием на работу "мертвых" душ, завышение стоимости ремонтных работ и благоустройства территории, сдача учебных помещений в субаренду и т.д.[32].
Родители убеждены, что работа по пресечению незаконного сбора средств в школах должна вестись системно, и главный упор следует сделать на методах информирования о незаконной деятельности школьной администрации, учителей, «активистов» из числа самих родителей, потворствующих поборам. Кроме того следует:
·                   внести соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации с тем, чтобы  повысить ответственность должностных лиц за нарушение в сфере образования,
·                   ввести практику запрета на работу в сфере образования в случае совершения коррупционных преступлений,
·                   сделать обязательным раскрытие полной   финансовой информации о деятельности школ,
·                   придать публичности работе родительских комитетов, попечительских советов и фондов, сделать обязательным их ежегодные отчеты о потраченных средствах,
·                   разработать и принять кодекс  профессиональной этики учителя, включить этот документ в качестве составной части в трудовой  договор при приеме на работу в общеобразовательную организацию,
·                   исключить наличные расчеты с родителями в стенах школ,
·                   вести мониторинг интернет-ресурсов (сайтов) школ и управляющих организаций с целью обеспечения прозрачности и открытости их деятельности.




[1] Сатаров Г. А. Диагностика российской коррупции: Социологический анализ. М.: ИНДЕМ, 2002.
[2] Проанализированы материалы за январь – апрель 2013 года.

[8] Совещание по развитию электросетевого комплекса. 20 марта 2013  года//http://www.kremlin.ru/news/17714

[9]Заседание президиума Государственного совета «О повышении эффективности лесного комплекса Российской Федерации». 1 апреля 201 3 г.//http://www.kremlin.ru/news/17631

[22] Совещание по развитию электросетевого комплекса. 20 марта 2013  года//http://www.kremlin.ru/news/17714

[23] Приветствие Президента Российской Федерации В.В.Путина делегатам и гостям X съезда Союза журналистов России. 18 апреля 2013 года//http://www.kremlin.ru/news/17922
[24] Литвинов Д.А. Инвестиционная безопасность: содержание, методы обеспечения и государственное регулирование в условиях модернизации экономики: монография / Д. А. Литвинов, Р. В. Бузин ; Воронежский ин-т МВД России.- Воронеж: ВИ МВД России, 2012; Мусин М.М. Бизнес в стиле распил: куда уходят богатства Родины: хищения, легализация, однодневки, обналичка : топливно-энергетический комплекс, целлюлозно-бумажная промышленность, горно-добывающая отрасль, строительство, продукты питания, транспорт, фармацевтика, торгов.- М.: Книжный мир, 2012.
[25] Доклад об эффективности проводимых в Российской Федерации антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики за 2012 год. Межкомиссионная рабочая группа по подготовке Доклада: М.В.Островский (руководитель рабочей группы), В.В.Гриб (заместитель руководителя рабочей группы), С.А.Абакумов, А.Н.Арбузов, В.И.Васильев, М.С.Григорьев, Л.Н.Духанина, А.Н.Жарков, Н.И.Зятьков, М.В.Каннабих, И.В.Котелевская, Е.А.Лукьянова, Д.И.Милославская, И.И.Мохначук, С.А.Орджоникидзе, С.В.Ряховский, Е.В.Семеняко, Г.В.Федоров. Редакционная подготовка – Т.Г.Насриддинов, Т.С.Иларионова, С.П.Кочешев. – М.: Общественная палата Российской Федерации, 2012; Участие институтов гражданского общества в реализации государственной политики в области противодействия коррупции: Парламентские слушания, 22 июня 2012 года / Федеральное Cобрание Российской Федерации, Совет Федерации ; под общ. ред. А. Н. Савенкова.-  М.: Издание Совета Федерации, 2012.
[26] Так, расходы на общее образование в Российской Федерации увеличились почти в 3,5 раза – с 298,1 млрд руб. в 2004 г. до 989,7 млрд руб. в 2011 г. См.: Клячко Т.Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения/Т.Л.Клячко.- М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013.- С. 18.
[27] Так, в Москве выявленные случаи подобных незаконных оборотов средств показали: речь идет о сотнях миллионов рублей в год, собираемых только в однойшколе. См.: http://vmoskve.eu/direktora-moskovskih-shkol-lichno-otvetyat-za-pobory
[29] 2 – 3 апреля в рамках семинара «Противодействие коррупции в бизнес-секторе», организованного Международным институтом рынка в Самаре при участии Посольства США, состоялась работа фокус-группы, в котьорой приняли участие И.М.Акжигитов, А.П.Аряпова, Р.Ш.Баткаев, Е.В.Выборнова,  Т.М.Данилова, Г.В.Погодина, И.Б.Пухо, С.А.Сушков – представители системы образования и бизнес-структур города. В подготовке статьи использованы выводы этих экспертов. 
[31] В одной из школ Москвы по платежным ведомостям с фиктивными подписями было выдано 16,9 млн. рублей. См.: Соловьева М. Поборы в школе уходят в прошлое//Московская правда.- 2013.- 19 марта//http://mospravda.ru/science/article/pobori_v_shkolah_yhodyat_v_proshloe
[32] Соловьева М. Поборы в школе уходят в прошлое//Московская правда.- 2013.- 19 марта//http://mospravda.ru/science/article/pobori_v_shkolah_yhodyat_v_proshloe