25 февраля в Высшей школе экономики прошел круглый стол «Развитие
системы в оказания социальных услуг в городе Москве: актуальные проблемы
участия некоммерческих организаций и предлагаемые решения». Мероприятие было организовано
рабочей группой «Социальная справедливость» штаба ОНФ в городе Москве в рамках
гранта по экспертизе социальных программ столицы. Двигателем и гранта, и
круглого стола была О.В.Коротеева. Мероприятие собрало не только ученых,
руководителей социально ориентированных НКО, но и высоких чинов Минэка,
Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы.
С основным
сообщением о проведенной экспертизе актов московского правительства,
посвященных оказанию социальных услуг в городе, выступила д.ф.н., проф. Татьяна
Иларионова.
Она отметила: оказание социальных услуг не является осуществлением
властных полномочий, социальные услуги не могут быть признаны услугами
государственными. Это услуги
общественного смысла, не связанные ни с регистрационными действиями, ни с
фискальными мерами, ни с охраной общественного порядка.
Природа социальных услуг предполагает
совместную ответственность за их оказание государства и общества. Подобные дуальные
отношения в иных сферах проявляют себя в том, что за государством
сохраняется контроль за оказанием услуг,
тогда как сами услуги отдаются на аутсорсинг – институтам бизнеса и
некоммерческого сектора.
Выводы были
следующими:
Нельзя не указать и на другие фундаментальные проблемы сформировавшейся
законодательной базы.
а) Федеральным
законом от 28 декабря 2013 года N
442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской
Федерации" установлен закрытый
список социальных услуг. Вследствие этого органами исполнительной власти этот
список не может быть расширен.
б) Социальные
услуги направлены, прежде всего, на жизнеобеспечение нуждающихся в них
граждан. Не предусмотрены услуги в сфере
образования или культуры, которые позволили бы улучшить качество жизни
получателей социальных услуг. Между тем ранее проблема повышения качества жизни
получателей социальных услуг была в центре внимания федеральных органов власти:
так, действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 10
июня 2011 г. N 456 «О порядке финансового обеспечения социальных программ субъектов Российской Федерации,
связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального
обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим
пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по
инвалидности, и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров».
в) Поставщиками
социальных услуг в городе Москве признаются «юридические лица и индивидуальные
предприниматели», нет выделения, а вследствие этого и дискриминации, тех или
иных поставщиков этих услуг. Основным требованием является включение в Реестр
поставщиков социальных услуг города Москвы. Это создает благоприятную основу
для деятельности как коммерческих, так и некоммерческих организаций.
г) Но «Порядок…»
предусматривает сложную процедуру установления получателя услуг, включения в
Реестр поставщика услуг. Защитой от бюрократизма при оказании социальных услуг
служит только закрепление сжатых сроков рассмотрения заявлений на получение
социальной услуги (пп. 2.8, 2.9, 2.10), но не на включение в Реестр.
д) Кроме того,
«Порядок…» требует от поставщиков социальных услуг опыта работы в сфере
оказания данных услуг (не менее 5 лет на день обращения о включении в Реестр
поставщиков социальных услуг города Москвы – п. 8.1.4), что закрывает доступ к
этому виду общественно значимой деятельности и новых социальных
предпринимателей, и новых социально ориентированных НКО: после вступления в
действие «Порядка…» уже нельзя оказывать
социальные услуги, не будучи включенным в Реестр поставщиков, с одной стороны,
однако это лишает возможности приобрести необходимый опыт работы в указанной
сфере для вновь организуемых юридических лиц и начинающих индивидуальных предпринимателей
– с другой.
е) В нормативных
правовых актах нет указания на то, что некоммерческие организации, включенные в
Реестр поставщиков социальных услуг, могут признаваться уже на одном этом
основании социально ориентированными.
Анализ Реестра поставщиков
социальных услуг показал, что город пошел по легкому пути - просто включил государственные
бюджетные учреждения социального обслуживания в этот список. Там
оказалось только три ООО, которые работают в сфере медицины. И ни одной НКО. То есть все условия для двойного бюджетного
финансирования, что является грубейшим нарушением законодательства.
Получается, что десятилетия реформ системы здравоохранения и социальной сферы
практически ничего не изменили: государство по-прежнему не только контролирует,
но и полностью покрывает своей деятельностью этот рынок услуг, оно не передало
и малой его части субъектам
предпринимательства и некоммерческому сектору.
Разгосударствление
сферы социальных услуг, по мнению профессора, должно идти
по двум направлениям:
- преобразование формы собственности
государственных бюджетных учреждений (акционирование, перевод в статус АНО и
т.д.);
-
передача большинства из полномочий органов государственной власти в сфере
социального обслуживания граждан социальному предпринимательству и социально
ориентированным некоммерческим организациям.
Докладчица добавила также,
что сегодня все увлеклись составлением разного рода реестров. При Николае I было
принято дискриминационное решение о «разборе евреев»: «полезные евреи» должны
были быть приписаны к какому-то цеху (гильдии), войти в то или иное сословие
(купцов или мещан), а «неполезные» (речь шла о мужском населении, понятное
дело) – отправлены в армию. Результатом этого, как известно, стало то, что
общество (сначала еврейское, потом в целом российское) было разорвано изнутри.
И вот по прошествии почти двух сотен лет – снова реестры, гильдии, сословия…
Правильно ли это? Нужно ли это России сегодня?
В ходе круглого стола
выступили руководители НКО, а представительница Департамента соцзащиты в завершение
сказала, что нужна рабочая группа совместно с общественностью для
совершенствования работы в этой сфере.