Так назывался доклад профессора Татьяны Иларионовой, который она сделала 28 ноября 2024 года в рамках секции “Жизненные ценности, приоритеты и социальное самочувствие населения” на организованной Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН и Общественной палатой Российской Федерации Международной научной конференции «Этносоциальная картина России и стран ближнего зарубежья», посвященной памяти выдающегося этнолога и этносоциолога Михаила Николаевича Губогло.
В своем докладе Татьяна Иларионова представила продолжение своего исследования сложного отношения человека и его жизненного пространства, которое предстает в разных “обличиях”: в советское время в виде коммуналок и бараков (см. Иларионова Т.С. «Если дорог тебе твой дом»: образ советского жилища как символ борьбы с фашизмом//Вторая мировая и Великая Отечественная: к 75-летию окончания. Материалы международной научной конференции (Москва, 28—30 сентября 2020 г.) / отв. ред. С.В. Журавлев; Ин-т рос. истории Рос. акад. наук. — М.: Ин-т российской истории; Центр гуманитарных инициатив, 2021. – С. 314-325), в наше время - в виде напрасной фиксации адреса места жительства, потому что наш адрес теперь - виртуальное пространство (см.: Иларионова Т.С. Человек и его адрес//Стратегия России.- 2010.- № 6.- С. 71 – 80; Иларионова Т.С. Институт прописки в СССР: его предшественники и преемники//Сибирь гуманитарная. 2024. № 2 (6). С. 9 - 22).
Но на сей раз исследовалась плохо изученная и в то же время привычная для россиян среда формирования человеческого - садоводческие товарищества.
Из тезисов к докладу:
“В 1950-е годы сады и огороды превратились для миллионов людей из узилища, где нужно было только и делать, что под приглядом соседей пахать с утра до вечера ради огурцов и картошки, в увлекательное хобби, они расширили личное пространство советского человека, наполнили его ощущением свободы. СНТ пережили слом государственного строя в начале 1990-х, и в начале 2000-х годов участки были приватизированы. Однако организационно-правовая форма некоммерческого товарищества сохранилась, в значительной степени накладывая свой отпечаток на быт современных садоводов. И он, этот быт, показывает, насколько “коллективный человек” советского времени (или для нового поколения садоводов лучше сказать - с советским бэкграундом) на самом деле является аколлективным, антиколлективным.
Автор проанализировала часть обширной судебной практики по административным делам, связанным с СНТ, а также обобщила личные многолетние наблюдения развития двух товариществ и сформулировала основной тезис: СНТ могут рассматриваться как своего рода политический микрокосм, где есть классическая борьба за власть и нет соблюдаемых правил этой борьбы. Антропологические исследования подобных искусственных коллективов способны дать ключ к пониманию иных явлений в российском обществе - неэффективности в управлении собственниками многоквартирными домами, слабости местной власти в решении насущных проблем граждан и т.д.”