понедельник, 13 марта 2017 г.

Кто-то книжки пишет, а кто-то их критикует

Из печати вышел № 1 журнала «Этносоциум и межнациональная культура» с очередной рецензией профессора Татьяны Иларионовой на очередную книгу Елены Рябовой (в соавторстве). На сей раз речь об историческом наследии консерватизма.
Выходные данные книги: 
Бирюков С.В., Рябова Е.Л. Борьба идей и национальное политическое развитие (Франция, Германия, Англия): Монография. – М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2016. 164 с.
Выходные данные статьи:
Иларионова Т.С. Ценное наследие консерватизма//Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 1. С. 171 – 177.

Критический обзор – отличная возможность для представления собственных взглядов. Два абзаца из рецензии:

«Авторы книги считают, что «последствия раздробленности для Германии были весьма тяжелыми и неоднозначными. Многовековая раздробленность создавала в немецком сознании ощущение исключенности из истории, «выпадания» из общеевропейского процесса» (с. 85). Не соглашусь с ними. Напротив, немцы используют свою историю к крайней выгоде для себя – опираются на региональную психологию и политику и строят эффективную экономику (с чистыми деревнями, зажиточными маленькими городами, особой атмосферой промышленных полисов), дают возможность «людям внизу» чувствовать себя основными фигурами социального процесса. Именно раздробленность в прошлом питает сегодняшнее страстное стремление Германии объединять Европу – так же, как четверть века назад удалось западной части страны объединиться с восточной. Наследие феодального сепаратного существования земель породило и концепцию «Европы регионов», благодаря которой сегодня удается поддерживать в порядке «общий дом» там, где могли бы быть кровавые конфликты – в Бельгии, например. И кстати, исторические примеры, которые авторы приводят в книге (с. 86 – 93), вполне поддерживают эту мою мысль».

«Авторы книги подталкивают читателя к заключению, что консерватизм не так-то уж и плох, что обращение к проверенным временем ценностям – закономерный и освоенный многими нациями прием решения текущих социально-политических проблем. Консерватизм не исключает демократии, он - один из ее вариантов. Консерватизм – это в значительной степени стабильность, преемственность общественных институтов и практик. Для России, без малого целый век исповедовавшей идеи святости революции, новый тренд показателен: страна находится в процессе поиска своей национально-государственной идентичности, что неизбежно требует рефлексии относительно содержания и смысла и отечественного, и зарубежного исторического опыта».

Комментариев нет:

Отправить комментарий